Семейное неблагополучие как социальное явление и социальная проблема Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Под неблагополучной семьей понимается семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Факторы: падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей; отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.; падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда -- жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

Типология неблагополучных семей

  • 1. Конфликтная семья с конфликтным типом отношений между супругами, когда предыдущий, вовремя не разрешенный конфликт, порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов (семейных скандалов, грубость, взаимных угроз). Разрушается чувство любви, уважения, долга, ответственности. Данная семья распадается изнутри. Дети из таких семей чаще всего нарушают нормы поведения.
  • 2. Аморальная. Это семья, в которой супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. У детей их таких семей есть огромная потребность в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и др.), но они не умеют ее завоевать, хотя и претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Такие дети чаще всего становятся вожаками на улице и пополняют ряды правонарушителей.
  • 3. Педагогически несостоятельная. Характеризуется низкой педагогической культурой, которая сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Конфликты переносятся на школу в целом, на внешние воздействия по отношению к детям. Все это порождает у ребенка отрицательные качества, одним и которых является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.
  • 4. Асоциальная. Имеет отрицательную антиобщественную направленность ее членов к народным ценностям, интересам, идеям. В этих семьях - лишь видимость сплоченности ее членов, внешне выраженная гармония отношений.

Дети из таких семей отличаются скептицизмом, бравадой, отсутствием уважения к классному коллективу и его интересам. Они находят удовлетворение, когда унижают товарища, дают им оскорбительное прозвище, недоброжелательно относятся к ним.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >