Полная версия

Главная arrow Экология arrow Основы экологического нормирования

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Принципы нормирования вредных веществ в почве

Принципы нормирования вредных веществ в почве существенно отличаются от принципов, положенных в основу нормирования их водоёмов, атмосферного воздуха и пищевых продуктов. Разница обусловлена тем, что прямое поступление вредных веществ через почву в организм человека невелико, оно ограничено немногими случаями прямого контракта с ней (игра детей в песочницах, употребление в пищу немытых овощей и т.д.) Вредные химические вещества, попавшие в почву, поступают в организм человека в основном через контактирующие с почвой среды: воду, воздух и растения.

ПДКn - это концентрация химического вещества (мг) в пахотном слое почвы (кг), которая не должна вызывать прямого или косвенного отрицательного влияния на соприкасающиеся с почвой среды и здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.

Существуют четыре разновидности ПДКn в зависимости от пути миграции вредных веществ в сопредельные среды:

ТВ - трансляционный показатель, характеризующий переход вещества из почвы черезкорневую систему в зелёную массу и плоды растений;

МА - миграционный атмосферный показатель, характеризующий переход вещества из почвы в атмосферу;

МВ - миграционный водный показатель, характеризующий переход вещества из почвы в подземные грунтовые воды и источники;

ОС - общесанитарный показатель, характеризующий влияние вредного вещества на самоочищающую способность почвы и микробиоценоз.

Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются с развитием производительных сил, приходится периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учётом необходимости соблюдения этих нормативов. К сожалению, в настоящее время многие предприятия в силу технических и экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам. Лучше всего реконструировать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полном объёме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.

Поэтому таким предприятиям могут быть установлены временные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определённого срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий. От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно - ПДВ, ПДС или только в ВСВ, - зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>