Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Актуализация во внеклассной работе в средней школе новых подходов к осмыслению истории

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Вклад Н. Земон Дэвис в историческую науку

Натали Земон Дэвис (рис. 1) родилась 8 ноября 1928 года в Детройте, в семье иммигрантов еврейского происхождения. Образование Натали получила в Гарварде, а в 1959 году защитила кандидатскую диссертацию в Мичиганском университете. В 1948 году вышла замуж за математика Чандлера Дэвиса, с которым имеет троих детей.

В конце 50-х - начале 60-х гг., в связи с новой волной «красной паники» в обществе, распространением маккартизма и ужесточением политического режима при президенте Дуайте Эйзенхауэре, их семья столкнулась с трудностями. Натали потеряла преподавательскую должность в Мичиганском университете и была вынуждена переехать с семьей в Канаду (г. Торонто), где они получили канадское гражданство. Возможно, увольнение связано с тем, что Натали изучала марксистскую методологию, участвовала в радикальных кружках учащейся и студенческой молодежи.

После переезда Н. З. Дэвис занималась преподавательской деятельностью в Брауновском университете, Университете Торонто, Калифорнийском университете в Беркли. С 1978 года преподавала в Принстонском университете, где стала профессором истории, а также возглавила центр исторических исследований Shelby Cullom Davis. В дополнении к этому Дэвис занималась преподавательством на курсах ранней и современной истории Франции, преподавала или со-преподавала на курсах по истории и антропологии, иудейской социальной истории Раннего Нового времени. Натали является важной фигурой в изучении женской истории в гендерной проблематике. Так, совместно с Джилл Кер Конвей, они основали курс по этому предмету в 1971 году в университете Торонто.

В 1987 году Натали Дэвис стала второй женщиной-президентом Американской исторической ассоциации и пробыла в должности полный годичный срок. Это говорит о признании высоких профессиональных качеств.

В 1996 году Натали вышла на пенсию, с тех пор является адъюнкт-профессоромПрофессор, замещающий при необходимости другого преподавателя. истории и антропологии, профессором медиевистики в университете Торонто. Продолжает заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Натали Земон Дэвис удостоена множества наград, среди которых:

ѕ 2010 год, премия Хольберга (около 700 000 долларов США) за «художественный подход в описании исторических событий». При награждении её описали как одного из самых креативных историков, пишущих сегодня, который вдохновляет молодое поколение.

ѕ в 2012 году Н. З. Дэвис была названа кавалером ордена Канады.

ѕ в 2013 году была награждена Национальной Гуманитарной медалью США от президента Барака Обамы.

ѕ в 2013 году Дэвис была удостоена почетной степени от университета Сент-Эндрюс.

Основные научные интересы автора связаны с изучением социальной и культурной истории, особенно тех, которые ранее игнорировались историками. Она использует множество источников в своих работах, например, судебных материалов, пьес, нотариальных записей, налоговых документов, старопечатных книг и брошюр, автобиографий и народных сказок. Натали Дэвис является сторонником междисциплинарной истории включающей в себя антропологию, этнографию и теории литературы.

Натали Земон Дэвис является автором девяти книг и более восьмидесяти статей. На русский язык переведены следующие работы:

ѕ Дэвис Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. -- М.: Прогресс, 1990. -- 208 с. Данная работа будет подробно охарактеризована ниже.

ѕ Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. -- М.: Новое литературное обозрение, 1999. -- 400 с. На основе писем и мемуаров Натали Земон повествует о судьбах трех женщин XVII века, раскрывая через эти истории представления о роли и месте женщины, о нормах и предрассудках в обществе, об их влиянии на поведение и деятельность женщин. Читателю предстоит познакомиться с благочестивой и богобоязненной Гликль бас Иуда Лейб, женой гамбургского купца-еврея, взявшей после смерти мужа дело в свои руки, настоятельницей женского монастыря в Канаде Мари Гюйар дель Энкарнасьон и художницей-натуралисткой Марией Сибиллой Мериан, публиковавшей собственные книги.

ѕ Дэвис Н. З. Обряды насилия // История и антропология. Междисциплинарные исследования на рубеже XX-XXI веков. -- СПб.: Алетейя, 2006. -- С. 111 - 162. В данной статье автор указывает на то, что религиозным восстаниям 60 - 70-х годов XVI века во Франции была присуща организация, они не являлись беспорядочными действиями случайной толпы. Убийства и насилия принимали форму религиозного очищения или законного правосудия Кром, М. М. Лекция «Историческая антропология». [Электронный ресурс]. - URL: https://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/484/38484/16282 (дата обращения: 24.05.16).. В этих условиях толпа забывала, что ее жертвы - тоже люди, а не приспешники дьявола.

ѕ (в соавторстве) Дэвис Н. З. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / Н. Земон Дэвис [и др.] -- История женщин. В 5 томах. Том 3. -- СПб.: Алетейя, 2008. -- 560 с. В аннотации к книге сообщается, что «Том 3 "Истории Женщин" открывает перед читателями детальную панораму жизни женщин эпохи раннего модерна в Европе в контексте труда, брака и семьи. В центре этого тома находится "женщина" так как она проявлена в многочисленных репрезентациях начиная от простых гравюр и популярной литературы и заканчивая шедеврами живописи; а также как объект дискуссий - иногда комических, иногда саркастических - ведущихся в самых различных формах: письма, искусство, философия, науки и медицина. Сопротивляясь репрессивным практикам, ограничивающему законодательству и продолжительным дебатам о женской "природе", женщины проявляли инициативу, как путем неявных маневров так и путем открытого несогласия. В конформизме и сопротивлении, в репрезентации и реальности, женщины от XVI до XVIII столетий представлены на этих страницах в примечательном разнообразии» Дюби, Ж., Перро, М. История женщин на Западе в 5 т. Т. 3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. -- СПб.: Алетейя, 2008. -- 560 с..

Подавляющее же большинство работ не переведено, поэтому познакомиться с ними можно на языке оригинала. Тематика остается неизменной: история женщин, гендерная история, микроистория, история повседневности, Возрождение.

Одна из самых известных работ Натали Дэвис - «Возвращение Мартена Герра». В центре сюжета история крестьянской семьи, произошедшая в середине XVI века в одной из деревушек Франции - Артига. Молодой парень, Мартен Герр, покидает в 1548 году свою семью, молодую жену Бертранду с ребенком и пропадает. Спустя девять лет до жителей деревни доходят слухи о возвращении Мартена, который все это время находился на службе у испанского короля Филиппа II. Под маской Мартена оказывается некий авантюрист Арно дю Тиль, который убеждает всех, что он и есть настоящий Мартен. Нового Мартена приняли все жители деревни, включая дядю, сестер и даже жену. Так прошло 3 года, у Мартена и Бертранды родилась дочь, а сама Бертранда наконец дождалась своего женского счастья. Но все оборвалось, когда «Мартен» решил потребовать у дяди счета за ведение дел в годы его отсутствия, чего дядя не выдержал и вынудил Бертранду подать в суд. Начался долгий и громкий судебный процесс сначала в Рио, затем в более высокой судебной инстанции в Тулузе. В результате чего, после появления настоящего Мартена, Арно дю Тиль был признан самозванцем и повешен. Дальнейшая судьба участников не известна.

Эта история пересказывалась многократно и стала основой для множества художественных произведений. Сама Натали отмечает, что мотивом к написанию работы стал неподдельный интерес к этой истории. «Впервые прочитав рассказ судьи, я подумала: “Это же готовый фильм”. <…> Парадоксально, но чем больше я увлекалась работой над фильмом, тем больше мне хотелось создать нечто выходящее за рамки кинематографа. Меня тянуло поглубже вникнуть в это дело, определить его исторический смысл», - пишет Натали Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. - М.: Прогресс, 1990. - С. 6..

Автор ставит перед собой ряд сложных вопросов. Почему Мартен Герр покидает свою деревню? Зачем Арно дю Тиль решил стать «Мартеном»? Какова роль Бертранды в этой истории? Почему жители деревни и близкие родственники признали самозванца? Насколько типичны случаи самозванства? С какими трудностями сталкивались судьи в таких делах и как они их преодолевали?

Структура работы выглядит следующим образом Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. - М.: Прогресс, 1990. - С. 208.:

  • · Предисловие
  • · Введение
  • · Глава 1. От Андайа до Артига
  • · Глава 2. Незадачливый крестьянин
  • · Глава 3. Доброе имя Бертранды де Ролс
  • · Глава 4. Личины Арно дю Тиля
  • · Глава 5. Вымышленный брак
  • · Глава 6. Раздоры
  • · Глава 7. Суд в Рио
  • · Глава 8. Суд в Тулузе
  • · Глава 9. Возвращение Мертена Герра
  • · Глава 10. Рассказчик
  • · Глава 11. Histoire prodigiense, histoire tragique (История поразительная, история трагическая)
  • · Глава 12. О хромых
  • · Эпилог

Работа над «Возвращением Мартена Герра» требовала углубления в специфические вопросы: каноническое право, судопроизводство, религиозные вопросы. Для этого необходимо было привлечь огромный массив источников. К сожалению, перечня этих источников в работе не представлено, поэтому во многом приходится догадываться из контекста, что именно использовал автор, хотя стоит отметить, что во введении к работе перечислены некоторые из них. Натали использовала законодательные акты, привлекла огромное количество судебных материалов, нотариальных актов, знакомилась с художественной литературой и народными рассказами, работала во многих архивах. Основным же источником стал «Достопамятный приговор» Жана де Кора, одного из судей по делу Мартена, вышедший в 1561 году. Также привлекалась «Замечательная история псевдо-Мартена из Тулузы» Гийома Ле Сера, 1561 года.

Одной из важнейших проблем, поднимаемых в работе, является сложность установления личности в столь далеком прошлом. События происходят в XVI веке, когда не было ни фотографий, ни портретов (разве что у высших сословий). Документов, удостоверяющих личность, не существовало, отпечатки пальцев не снимались, записать голос возможности не было, даже записи о рождении в приходских книгах сохранялись редко, если вообще сохранялись Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. - М.: Прогресс, 1990. - С. 97.. Возникает вопрос - как в таких условиях достоверно установить личность?

Какими методами пользовались судьи, разбирая подобные дела? Проводили опознание, привлекая свидетелей, которые, так или иначе, были знакомы с подсудимым. Но в этом случае нет гарантии, что показания этих людей будут точны и правдивы. Можно принять во внимание особые приметы и индивидуальные особенности - родимые пятна, шрамы, размер ноги, рост, телосложение. Но и здесь есть проблемы, которые отлично показаны в фильме, ведь нужно полагаться на память людей. Одни скажут, что шрам был слева, другие - справа, третьи - что никакого шрама не было. И так относительно любой из примет. Можно установить сходство с родственниками, но и здесь черты лица самозванца могут оказаться схожими, как это было в данной истории. Можно было сличить почерк, но, во-первых, нужен был образец для сравнения, во-вторых, более девяноста процентов крестьян вообще не умели писать.

Еще одной трудность мог стать сам подсудимый, как, например, в случае с Мартеном Герром. Арно дю Тиль оказался человеком, обладающим красноречием и великолепной памятью, что не раз подчеркивал Жан де Кора. Очные ставки двух Мартенов показали, что лже-Мартен помнит гораздо больше Мартена настоящего. Псевдо-Мартен вспоминал все дела со всеми свидетелями, которыми они занимались совместно много лет назад, находил ответ на любое свидетельство против него, выступал всегда очень смело и убедительно.

Таким образом, перед судьями стояла сложнейшая задача, решение которой требовало огромных усилий по сбору материалов, высокого уровня профессионализма судей. В общей сложности судом Рио было допрошено сто пятьдесят свидетелей, из которых сорок пять утверждали, что перед ними Арно дю Тиль, примерно 30-40, среди которых были четыре сестры Мертена и два его шурина, были уверены, что подсудимый - Мартен Герр. Более шестидесяти человек отказались опознавать подсудимого. Бертранда, от имени которой было подано заявление, не дала ни единого свидетельства против Мартена.

После долгих тяжб суд в Рио объявил ответчика виновным в присвоении имени и личных прав Мартена Герра, а также в совращении Бертранды де Ролс Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. - М.: Прогресс, 1990. - С. 108.. В ответ на это «Мартен» незамедлительно подал апелляцию в парламент Тулузы. Именно там это дело попало в руки Жана де Кора. Парламент Тулузы почти вынес оправдательный приговор, но тут появился человек, назвавшийся Мартеном Герром.

В итоге Натали приходит к следующим выводам. Мотивы поведения Арно дю Тиля не ясны, остается лишь догадываться, почему он решил принять чужое обличие. Возможно, это безграничный авантюризм Арно, быть может, любовь с первого взгляда. Суд признал, что Бертранда де Ролс, будучи доверчивой женщиной, стала жертвой обман, но Натали с этим не согласна. Она отмечает, что Бертранда была самостоятельной и умной женщиной, которая изначально раскрыла обман. Почему же она приняла Арно и до самого конца утверждала, что истинный Мартен, ее муж? Во-первых, она заботилась о своем «добром имени», ведь мы говорим об обществе XVI века, когда каждая деревня была большой семьей. Если бы в деревне узнали, что она была в постели с чужим мужчиной при живом муже (известий о смерти Мартена не было), то она стала бы изгоем. Во-вторых, Бертранда хотела простого женского счастья - жить в любви со своим мужем. С настоящим Мартеном она этого не испытала, ведь их женили в раннем детстве, затем он исчез на долгие годы. С новым же Мартеном Бертранда наконец испытала то, чего так желала.

Также Натали отмечает, что случаи обращения в суд с гражданскими исками были обычной практикой, что показывают многочисленные материалы судебных дел, люди обращались с исками, начиная от вопросов имущества, заканчивая оскорблениями в свой адрес. Случаи самозванства также не были исключительными. Некоторые выдавали себя за других, чтоб собрать долги и тому подобное, хотя дело Мартена стало единственным столь масштабным обманом, по которому сохранились источники. Данное положение доказывает и то, что за самозванство следовало суровое наказание, это говорит о борьбе с этими преступлениями.

Таким образом, «Возвращение Мартена Герра» стало не только бестселлером, но и классическим трудом по микроистории и истории повседневности. Его ставят в один ряд с работой К. Гинзбурга «Сыр и черви». Натали Земон Дэвис блестяще представила целую эпоху и широкую панораму народной жизни Юго-Западной Франции середины XVI века на основе одной лишь казусной истории.

Работа Н. З. Дэвис является примером истинно междисциплинарного исследования. Помимо собственно исторических методов автор вынуждена была обращаться к самым разнообразным областям знания: каноничное право, основы протестантизма, история права, судопроизводство, литературоведение, антропология.

Натали Земон Дэвис заслужила всеобщее признание в среде историков, это подтверждает множество наград, полученных автором.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>