Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow История преподавания биологии в русской школе

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. По результатам исследования международной программы по оценке качества образования PISA российские школьники не показывают хороших результатов с 2004 года. У учащихся неплохая теоретическая база знаний, но они не могут применять их на практике. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 17декабря 2010 года, Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования - 17 мая 2012 года.

Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. В чем отличие нового стандарта от предыдущего? Первое отличие. Стандарты первого поколения (2004г) содержали жесткие требования к содержанию образования, вплоть до перечисления тем, которые для учителя становились предметом преподавания, а для учащихся - предметом усвоения. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников. Содержание материала по биологии значительно сокращено.

Второе отличие - новое содержание. Любой стандарт - это система требований к чему-либо. Государственный стандарт общего образования (2004 г.) содержал нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений. Новый стандарт включает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Что касается предметных результатов освоения курса «Биология» (базовый уровень), то в Федеральных государственных стандартах основного среднего (полного) общего образования прописано, что они должны отражать:

  • 1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • 2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
  • 3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
  • 4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
  • 5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Требования к предметным результатам освоения углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

  • 1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;
  • 2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
  • 3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
  • 4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
  • 5) сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.

Третье отличие. Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании.

Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы (формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности).

Четвертое отличие заключается в том, что стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Задача школы - построить свою работу и работу семьи таким образом, чтобы достичь максимального результата для ребенка.

Характерной чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание УМК, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта означает умение учиться - это универсальные учебные действия (УУД). Формировать и развивать УУД - значит:

научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца;

передать сам способ выполнения метапредметного действия;

научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

Как один из примеров приведу вариант демоверсии ГИА по биологии, где можно применить УУД .

С1. Прочитайте текст «Происхождение живых существ» выполните задание C2.

C2. Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы. Свой ответ аргументируйте конкретными фактами.

  • 1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?
  • 2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
  • 3) Как на мясе, в открытых банках, могли появиться черви?

Отсутствие необходимого обучения работе с текстом приводит к тому, что многие учащиеся и после окончания школы усваивают лишь поверхностный смысл текста, не пытаясь вникнуть в его содержание и контекст. Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Работу в данном направлении необходимо строить по алгоритму:

  • 1. Прочитайте текст параграфа.
  • 2. Ответьте на два основных вопроса: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом?
  • 3. Выделите основные мысли текста.
  • 4. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.
  • 5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:
  • 1 уровень - знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);
  • 2 уровень - знание и понимание причин, механизмов (з ачем, почему, каким образом и т.д.); выделение основной мысли, построение плана и другое;
  • 3 уровень - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д).

По новым стандартам оценка качества образования за курс основной школы должна включать результаты государственной итоговой аттестации в форме Основного государственного экзамена (ОГЭ) и итоговый проект, за курс средней школы - результаты государственной итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и итоговый проект.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>