Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow История преподавания биологии в русской школе

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Введение новой формы государственной итоговой аттестации за курс основной школы

С 2004 года в Российской Федерации проводится апробация государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников 9-х классов в новой форме. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она предполагает в качестве итога получение независимой «внешней» оценки качества подготовки выпускников 9-х классов. При проведении аттестации в новой форме используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом (по аналогии с ЕГЭ). Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования выпускниками 9 классов.

Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью внедрения в практику открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся. Результаты ГИА в новой форме могут быть использованы как для аттестации выпускников за курс основной школы, так и для выявления учащихся, наиболее подготовленных к обучению в профильных классах старшей школы.

С 2010 года государственная итоговая аттестация в независимой форме является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов для обучающихся 9 классов, освоивших образовательные программы основного общего образования. С 2014 года форма государственной итоговой аттестации за курс основной школы получила название Основной государственный экзамен (ОГЭ).

Предлагаемые к итоговой аттестации контрольно-измерительные материалы соответствуют структуре курса биологии с 6-ого по 9-ый класс. Отбор биологических знаний и умений для итоговой аттестации учитывает основные требования образовательного стандарта и примерной программы по биологии основного общего образования. Особенностью КИМов итоговой аттестации является преобладание в них заданий, направленных на проверку знаний и умений по разделу «Человек и его здоровье», поскольку именно в этом разделе интегрируются и обобщаются важнейшие цели изучения биологии на ступени основного общего образования.

Структура КИМов приближена к ЕГЭ. Все экзаменационные задания разделены на три части: А, В и С. Часть А содержит только тестовые задания с выбором одного верного ответа из четырех. Задания могут содержать рисунки, фотографии, схемы. Часть В может включать тестовые задания с несколькими правильными ответами (например, три правильных ответа из шести); задания на умение создавать логические пары, классифицировать, устанавливать соответствие; задания на определение правильной последовательности процессов и явлений; задания на знание и правильное применение биологических терминов. Часть С содержит задания со свободным и развернутым ответом. Это могут быть задания, проверяющие применение биологических знаний на практике; задания на умение работать с новым текстом; задания на сопоставление информации из разных биологических дисциплин. Часть С может также включать в себя решение несложных биологических задач (например, по генетике).

Общее время на выполнение экзаменационной работы составляет 180 минут (3часа).

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 75% от общего количества заданий экзаменационного теста, - повышенного - 22%, - высокого - 3%. Задания повышенного уровня направлены на проверку усвоения учащимися более сложного содержания, овладения умениями проводить сравнение, объяснять факты, делать выводы, выявлять причины и следствия, выбирать правильное описание технологии проведения наблюдений, опытов. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня овладения основным содержанием, изложенным во всех блоках работы. Задания с выбором нескольких верных ответов из шести направлены на проверку овладения несколькими элементами знаний по проблеме, на составление полного ответа. Школьники проявляют при этом умение анализировать шесть ответов и находить из них верные. Задания на установление соответствия предполагают выявление связи между типами животных и характерными для них признаками, между факторами среды и их характеристиками, между признаками обмена веществ и его этапами, между видами изменчивости и их характеристикой. Задания высокого уровня с развернутым свободным ответом контролируют усвоение системы знаний, включающей несколько элементов (от 2 до 5). Они позволяют выявить сформированность у школьников умений глубоко, в полном объеме раскрыть ответ, применить знания в нестандартных ситуациях, решить биологическую задачу, высказать свою точку зрения на проблему.

По сравнению с 2013 годом в контрольно-измерительных материалах по биологии произошли незначительные изменения. В части 1(А) произошло сокращение количества заданий на 2; в часть 2 (В) включено второе задание с выбором трех верных ответов из шести; в часть 3(С) дополнительно включено задание на применение биологических знаний на практике. В результате количество заданий не изменилось, но максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы повысился с 43 до 46.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>