Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow История преподавания биологии в русской школе

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Развитие «Биологии» в XVIII веке

Вторая половина 18 века - период, который характеризуется общественно-экономическими изменениями в России, появилась неотложная потребность в грамотных, образованных людях, которые могли бы участвовать в разнообразных трудовых процессах, школа должна была готовить людей, умеющих практически подходить к изучению природы. Развитие промышленных предприятий требовало специалистов, которые могли найти сырье в природе, перерабатывать его в нужный для общества продукт, длительное время сохранять товарные качества этого продукта, поэтому спрос на естествознание в жизни общества возрос, и естественные науки активнее внедрялись в школы.

Развитие «Биологии» в XIX веке

Первая половина 19 века - период, когда появились первые методисты, которые составляли учебники и для учеников и для учителей. В.Ф. Зуев написал учебник «Начертание естественной истории» - первый русский учебник по естествознанию для школ, где обучение было бесплатным и доступным для всех сословий. Этот учебник состоял из 3-х частей: «Ископаемое царство», в которой изучались горные породы и минералы, земная кора, «Прозябаемое царство», в которой изучались растения, «Животное царство», в которой изучался животный мир и включалось описание человеческого тела. Этот учебник был для своего времени выдающимся явлением в школьном естествознании. Содержание учебника было доступным для понимания учащимися, что было очень важным, так как преподавание в высшей школе велось на иностранных языках. Учебник выдержал много изданий и использовался 40 лет. Примерно в это же время в России появилась своеобразная мода на К. Линнея. На русский язык был переведен его труд «Философия ботаники» и повсюду в школе наступило засилье систематики, требовалось знать много таксономических категорий и учение превратилось в зубрежку. Это было скучно, неинтересно и во многом школьное естествознание стало формальным.

Вторая половина 19 века - период, когда появились противники формализма и зубрежки при изучении естествознания. Одним из первых в этом деле был А.Я. Герд. Он выступал, за то, чтобы в школе наряду со знаниями теории имело место прикладное направление. В это время вышла книга Богданова, который также на первое место в обучении ставил необходимость понимания природы в ее историческом развитии. В этот период времени эволюционные идеи в России выдвигал К. Рулье, который утверждал, что развитие органического мира от простых форм к сложным осуществляется под влиянием условий существования, выпускался журнал «Вестник естественных наук», который был популярен среди специалистов сельского хозяйства, врачей, фармацевтов. Эти идеи проникали и в школу. Затем появилось учение Ч. Дарвина. Вышел новый учебник Богданова и Герда, который предполагал изучение естествознания в семилетней школе: 2-3классы - изучение неорганического мира, 4 класс - растительного мира, 5 класс - животного мира, 6 класс - человеческого организма, 7 класс - история Земли. Такой порядок изучения и сейчас является общепринятым. Такое направление явилось прогрессивным в методике преподавания естествознания, так как уже в то время большое значение придавали изучению организмов во взаимосвязи с окружающей средой: растений - с почвой, влагой, освещением, животных - с характером питания, средой обитания. Большое внимание уделяли экскурсиям, постановке опытов в классе, широко внедрялась самостоятельная работа учеников с учебниками. Таким образом, к концу XIX века в России, благодаря научным работам А.Я. Герда, четко обозначилась особая научная область - методика обучения естествознанию. Однако в 1871 году естествознание вновь убрали из числа школьных предметов. Только в 1901 г. естествознание снова стали преподавать в младших классах школы.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>