Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Формирование технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Особенности формирования технических умений в процессе организации продуктивной деятельности по аппликации с детьми средней группы

Диагностика уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы

Практическая часть исследования выполнялась на базе Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации - детский сад №20 «Теремок» г. Клинцы, в средней группе, с участием десяти детей 4-5 лет.

С целью выявления уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы было проведено диагностическое мероприятие по методике, предложенной Г.С. Швайко [33, с. 11].

Каждому ребёнку предлагалось вырезать и наклеить цветок, состоящий из 4-х частей разной величины (квадрат большой и маленький для создания бутона, большой квадрат для листьев, полоска для стебля). (Приложение 1)

Результаты анализа детских работ были сопоставлены с основными требованиями к уровню освоения содержания раздела «Аппликация» в средней группе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно которым дети должны уметь:

  • - правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • - разрезать по прямой короткие и длинные полосы, составлять из полос изображения разных предметов;
  • - вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника;
  • - аккуратно наклеивать [25, с. 187].

На основании перечисленных умений были определены критерии оценки уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы по трехбалльной шкале:

  • 3 балла - ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно выполняет основные приёмы вырезания, расположения и наклеивания, создаёт предметы из 1-4 частей; умения в аппликации устойчиво сформированы, их проявление не зависит от особенностей ситуации, настроения ребёнка, присутствия или отсутствия взрослого.
  • 2 балла - ребёнок не всегда самостоятельно справляется с заданием, выполняет отдельные приёмы вырезания, расположения и наклеивания, создаёт предметы из 1-4 частей с помощью взрослого; умения в аппликации имеют характер периодических проявлений, зависящих от особенностей ситуации, настроения ребёнка, наличия контроля со стороны взрослого.
  • 1 балл - ребёнок не владеет основными приёмами вырезания, расположения и наклеивания, с заданием не справляется; умения в аппликации не сформированы, их проявление носит случайный характер.

В соответствии с критериями были определены три уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы:

  • - 13-15 баллов - высокий уровень сформированности технических умений в аппликации;
  • - 9-12 баллов - средний уровень сформированности технических умений в аппликации;
  • - 5-8 баллов - низкий уровень сформированности технических умений в аппликации.

Результаты выполнения диагностического задания представлены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка уровня сформированности технических умений в аппликации в средней группе

№ п/п

Имя ребёнка

Технические умения в аппликации

Общий балл

Резание по диагонали

Резание по кругу

Аккуратность наклеивания

Владение ножницами

Резание по прямой

1.

Артем А.

1

1

1

1

1

5

2.

Полина К.

3

3

3

2

2

13

3.

Захар Б.

2

2

2

1

1

8

4.

Маша Д.

3

3

3

3

3

15

5.

Егор Т.

2

2

2

2

1

9

6.

Саша Ю.

2

2

1

1

1

7

7.

Даша Д.

3

3

2

2

2

12

8.

Рита М.

2

2

1

1

1

7

9.

Ангелина М.

1

1

1

1

1

5

10.

Артем Л.

1

1

1

1

1

5

Результаты диагностики уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы можно представить следующим образом:

Таблица 2. Количественные показатели уровней сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

2

3

5

Процентное соотношение

20%

30%

50%

На основании проведенного диагностического исследования, а также наблюдения за процессом аппликации, были сделаны следующие выводы об уровне сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы.

Высокий уровень сформированности технических умений в аппликации выявлен у 20% детей средней группы. К «высокому» уровню были отнесены Полина К. и Маша Д.: с предложенным заданием справились быстро, самостоятельно, хорошо владеют ножницами, Маша выполнила свою работу без ошибок, у Полины были неточности в вырезании по кругу и наклеивании деталей.

Средний уровень сформированности технических умений в аппликации имеют 30% детей средней группы. К «среднему» уровню были отнесены Захар Б., Егор Т., Даша Д. - дети владеют ножницами, допускают неточности при вырезывании, но располагают формы при помощи педагога; непрочно закрепляют детали на фоне.

Низкий уровень сформированности технических умений в аппликации показали 50% детей средней группы. К «низкому» уровню были отнесены Артем А., Артем Л., Ангелина М. Саша Ю., Рита М. - дети плохо владеют ножницами, неровно, неаккуратно вырезают; при расположении деталей просят помощи педагога, плохо промазывают клеем детали, забывают пользоваться салфеткой, не прижимают заготовки.

Полученные данные мы отразили в диаграмме:

Уровни сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы

Таким образом, из проведенного анализа видно, что у детей средней группы преобладают низкий (50%) и средний (30%) уровни сформированности технических умений в аппликации.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>