Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Формирование технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Понятие «умение» в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе однозначного толкования понятия «умение» отсутствует, хотя обычно определения понятия «умение» указывают на то, что умения формируются и проявляются только в действии.

Умение - способность делать что-нибудь, основанное на знании, опытности, навыке [18, с. 141].

В Большой современной энциклопедии по педагогике умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычках, но и в изменившихся условиях. Умения обычно соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания [28, с. 113].

М.А. Данилов и Б.П. Есипов в Педагогическом словаре определяют умения как «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта» [18, с. 142].

В.П. Ушачев определяет умение как «способность ребенка выполнять умственные и практические действия на основе системы сформированных знаний». В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой отмечается, что умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда реализуются под контролем сознания [13, с. 159].

В педагогическом словаре Б.М. Бим-Бада понятие «умение» обозначает освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения могут быть как практическими, так и умственными [2, с. 195].

Умение обычно включает в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками. Умения образуются в результате координации навыков, их объяснения в системе с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость [18, с. 143].

Умения всегда опираются на знания. Жизненное значение умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества. Умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень умений означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума [18, с. 143].

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала [12, с. 59].

У детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности происходит формирование изобразительных умений. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические умения. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении [12, с. 67].

Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяли формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. При этом Т.С. Комарова определяет одной из важных задач - овладение техническими приемами работы с различными материалами [15, с. 54].

Таким образом, овладение техникой изображения зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой создания изображения. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы, представленный в первой главе выпускной квалификационной работы, показал, что исследованием данной проблемы занимались Н.П. Сакулина, И.Л. Гусарова, Г.Н. Пантелеев, З.А. Богатеева, Е.С. Рогалева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др. Указанные авторы практически показали пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале.

Аппликация - простой и эффективный способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми среднего дошкольного возраста. В процессе выполнения аппликации дошкольники овладевают целым рядом технических умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клейстер, кисточка и т.д.). Под техническими умениями понимается совокупность специальных способов и приемов, посредством которых исполняется художественное изображение.

Одним из ведущих методов организации продуктивной деятельности по аппликации в средней группе является рассматривание и анализ изображаемого предмета. Воспитатель показывает детям варианты передачи строения, цветового решения, различного расположения элементов на образцах. Выделяя вместе с детьми основные части, форму деталей, их расположение, педагог учит воспитанников определять исходные формы бумаги, из которых они будут вырезать.

В средней группе основное внимание воспитателя направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания с подробным объяснением и проговариванием каждого действия.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>