Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Формирование технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Введение

Аппликация является одним из любимых детьми видов продуктивной деятельности. Аппликация - простой и эффективный способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми среднего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер.

Аппликация самым благоприятным образом воздействует на мыслительную деятельность ребенка и подготавливает его к более сложным задачам. Первоначально малыш делает аппликации по шаблону взрослого, но после изучения технологии он начинает творить самостоятельно, подбирает наиболее подходящие материалы и дает волю своей фантазии.

В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки; дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений: слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу, учатся правильно называть величинные понятия: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, больше - меньше, пополам, вдвое.

Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы выполнения аппликации, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать характер образа, выражать к нему свое отношение - одна из важнейших задач продуктивной деятельности.

В процессе выполнения аппликации дошкольники овладевают целым рядом технических умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клейстер, кисточка и т.д.).

Умение - это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством, точно и правильно выполнять действие. Умения включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники соответствует прямой, непосредственный результат работы специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала [26, с. 154].

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. А если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

Теория и практика дошкольного образования накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса. Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности обучения аппликации в разных возрастных группах были даны Н.П. Сакулиной, И.Л. Гусаровой, Г.Н. Пантелеевым, З.А. Богатеевой, Е.С. Рогалевой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др. Указанные авторы практически показали пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале.

Психологи В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, В.С. Кузин, Г.М. Коджаспирова и др. рассматривают умения как способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков.

В своём исследовании мы опирались на труды вышеназванных авторов, в которых разносторонне представлены важнейшие проблемы в сфере методики организации и руководства аппликацией, формирования технических умений в аппликации.

Таким образом, мы определили тему выпускной квалификационной работы: «Формирование технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы».

Актуальность выбранной темы нашей выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что:

процесс создания аппликации состоит из целого ряда действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности;

- недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности;

- при хорошем владении приемами вырезывания, наклеивания аппликации на основу внимание ребенка направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе;

- освоение простейших приемов вырезывания возможно только при умелом применении наиболее эффективных методов организации продуктивной деятельности по аппликации, требующих от детей активного применения усвоенных знаний и умений.

Все сказанное выше позволило определить методологический аппарат.

Объект исследования: процесс организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы.

Предмет исследования: технические умения в аппликации.

Цель исследования: теоретически обосновать и определить специфику формирования технических умений у детей средней группы в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации).

Задачи исследования:

  • 1. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе и опыте работы дошкольных образовательных организаций.
  • 2. Выявление уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы.
  • 3. Определение специфики формирования технических умений в аппликации у детей средней группы.
  • 4. Разработка методических рекомендаций по формированию технических умений у детей средней группы в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации).

Методы исследования:

  • - анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы по вопросам обучения аппликации;
  • - наблюдение процесса аппликации детей среднего возраста;
  • - анализ продуктов детской деятельности (аппликационных работ детей в средней группе).

База исследования: Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация - Детский сад №20 «Теремок», г. Клинцы Брянской области. В исследовании принимали участие дети 4 - 5 лет в количестве 10 человек.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>