Полная версия

Главная arrow Техника arrow Тормозная рычажная передача

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Технология ремонта тормозной рычажной передачи пассажирского вагона

Рычажная передача является одним из наиболее ответственных элементов тележки пассажирского вагона, следовательно от качества ее ремонта зависит безопасность движения, сохранность и надежность работы пассажирских составов. Поэтому к ремонтным работам допускаются специалисты, прошедшие обучение, успешно сдавшие экзамены и получившие соответствующее удостоверение.

Ремонт тормозного оборудования и тормозной рычажной передачи тележек пассажирских вагонов проводится на участках вагоноремонтного завода в полном соответствии с действующими инструкциями.

В зависимости от технического состояния тормозной передачи существуют следующие виды ремонта:

  • - КР-1 - капитальный ремонт первого объема. Выполняется для устранения неисправностей и восстановления моторесурса пассажирского вагона путем замены или ремонта поврежденных узлов и деталей;
  • - КР-2 - капитальный ремонт второго объема. Производится для устранения неисправностей и восстановлением моторесурса с частичным вскрытием кузова до метала, заменой теплоизоляции на вскрытых местах и заменой электропроводки;
  • - КВР - капитально восстановительный ремонт. Выполняется в целях продления срока службы пассажирского вагона с использованием восстановительных конструкций кузовов и тележек, обновления внутреннего оборудования и создания современного интерьера.

На вагоноремонтном заводе, где я проходила практику, ремонт проводится поточным методом (вагон ремонтируется по позициям). Преимуществами поточного метода ремонта являются:

  • - сокращение количества технологических операций;
  • - создание возможности внедрения высокопроизводительной технологической оснастки;
  • - повышение производительности труда.

Перед определением объема ремонтных работ и способа восстановления ремонта проводится очистка и входной контроль узлов и деталей тормозной рычажной передачи. Для выявления неисправностей применяется магнитопорошковый контроль (как перед ремонтом, так и после), который основан на притяжении магнитных частиц силами неоднократных магнитных полей, возникающих над дефектами в намагниченной детали. При таком контроле выявляются поверхностные дефекты типа нарушений сплошности металла: трещины различного происхождения, флокены, закаты, надрывы, волосовины, расслоения, дефекты сварных соединений в деталях.

Также для выявления неисправностей рычажной передачи применяются следующие стенды:

  • - пневматический стенд для проверки прижатия тормозных колодок к поверхности катания колеса;
  • - стенд для проверки рычагов и тяг на растяжение и сжатие.

При техническом осмотре тормозной рычажной передачи проверяется правильность положения рычагов, наличие и правильность крепления предохранительных устройств, подвесок, валиков, шплинтов и чек, состояние тормозных колодок и башмаков. Не допускаются: изломы, отколы проушин, неправильное крепление колодок в башмаках.

В отпущенном состоянии тормоза колодки должны располагаться так, чтобы у верхнего и нижнего концов их были приблизительно одинаковые зазоры относительно колеса. При этом колодки не должны выступать за наружные кромки колес более чем на 10 мм. Колодки заменяют, если они имеют толщину в средней части: чугунные менее 12 мм, композиционные менее 14 мм.

Поступившие в ремонт узлы и детали тормозной рычажной передачи вагонов должны быть очищены от грязи и старой смазки.

Горизонтальные рычаги, затяжки, вертикальные рычаги, балансиры, серьги и тяги, имеющие трещины, ремонту и постановке на вагон не подлежат.

Валики при КР-2 необходимо устанавливать новые или отремонтированные, при КР-1 и деповском ремонте допускается постановка валиков, имеющих износ по диаметру не более 1 мм.

Втулки шарнирных соединений в рычагах, затяжках и тягах, имеющие выкрашивания и трещины, должны быть заменены. При деповском ремонте вагонов втулки, изношенные по внутреннему диаметру более 2 мм от номинального размера шарнирного соединения, необходимо заменить.

При капитальном ремонте вагонов втулки, изношенные по внутреннему диаметру более 1,3 мм от номинального размера шарнирного соединения, необходимо заменить. При замене необходимо устанавливать новые втулки из композиционного прессовочного материала. Допускается при эксплуатации вагонов в умеренном климате устанавливать новые втулки из порошкового легированного материала или втулки с износостойкими покрытиями.

Траверсы следует ремонтировать в соответствии с требованиями Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов и испытывать в соответствии с методикой испытаний на растяжение деталей пассажирских вагонов.

Траверсы, имеющие трещины по поперечному сечению балки, ремонту не подлежат и к постановке на вагон не должны допускаться. Расстояние между осевыми линиями проушин траверсы должно быть (1180±1) мм.

Цапфы и отверстия в проушинах траверс необходимо восстанавливать в соответствии с технологическим процессом с последующей обработкой до чертежных размеров. Втулки в цапфах и в проушинах траверсы, изношенные по диаметру более 1 мм, необходимо заменить.

Зазор между цапфой и башмаком, а также между цапфой и подвеской допускается при деповском ремонте вагонов не более 3 мм, при капитальных ремонтах вагонов - не более 1,3 мм.

При КР-2 и КВР узел крепления подвески траверсы на раме тележки должен быть укомплектован новыми типовыми резиновыми и стальными шайбами. Осевой зазор в узле не допускается.

Тормозные башмаки имеющие два отверстия для подвешивания, следует устанавливать при чугунных тормозных колодках на подвесках отверстиями, маркированными буквой «Ч», при композиционных тормозных колодках - буквой «К». Тормозные башмаки следует восстанавливать до чертежных размеров.

Паз для ушка тормозной колодки с размерами более 45 и 50 мм следует восстанавливать наплавкой до номинальных размеров соответственно 42 и 47 мм.

Башмаки, имеющие толщину перемычки для чеки менее 5,5 мм, к постановке на вагон не допускаются.

Комплекты фиксаторов тормозных башмаков (стержни, проушины, валики) должны быть заменены новыми или отремонтированными в соответствии с конструкторской документацией на них. Шплинты необходимо ставить только новые.

Тормозные колодки (чугунные или композиционные) следует ставить новые. При ТО-3 допускается оставлять чугунные тормозные колодки толщиной не менее 30 мм и композиционные тормозные колодки толщиной не менее 20 мм. Установленные на вагон тормозные колодки не должны выступать за кромки наружных граней колес. При отпущенном тормозе каждая тормозная колодка должна отходить от поверхности катания колес. Зазор между тормозными колодками и колесами должен быть от 5 до 8 мм.

Тормозные колодки крепить в башмаках необходимо стандартными чеками. Чеки следует предохранять от выпадения постановкой в отверстие верхней части тормозного башмака шплинта диаметром 8 мм и длиной 110 мм.

На вагонах с композиционными тормозными колодками на шток тормозного цилиндра следует устанавливать хомут длиной 70 мм.

Тормозной винт с гайкой ручного тормоза необходимо очистить и проверить. Винт и гайку с износом резьбы вдоль винта более 2 мм следует заменить или отремонтировать. Винты, на которых новая гайка имеет свободное продольное перемещение более 1 мм, следует заменить новыми или отремонтированными.

На новый или отремонтированный винт гайка должна навертываться свободно, без заеданий. Необходимо проверить соединение конических шестерен ручного тормоза, при наличии износа шестерни следует заменить новыми.

Ремонт тормозных тяг производится в соответствии с требованиями Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов.

Тормозные тяги после ремонта должны быть испытаны на растяжение с последующим их дефектоскопированием и клеймением в соответствии с методикой испытаний на растяжение деталей пассажирских вагонов и руководящими документами по неразрушающему контролю деталей вагонов.

Испытанию на растяжение с последующим их дефектоскопированием и клеймением подлежат также вновь изготовленные тормозные тяги и тормозные тяги (вне зависимости от того производился их ремонт сваркой или нет) при производстве капитального ремонта вагонов.

Длины тяг необходимо проверить на соответствие чертежным размерам. Тяга со стороны штока тормозного цилиндра на вагонах постройки ТВЗ длиной 2610 мм должна устанавливаться с регулятором 574Б, длиной 2350 мм - только с регулятором РТРП-675 и РТРП-675-М, тяга длиной 2410 мм может устанавливаться с регуляторами обоих типов.

Все детали тормозной рычажной передачи, которые при своем разъединении вызывают опасность падения на путь, должны обеспечиваться предохранительными устройствами. Предохранительные устройства должны находиться от предохранительной детали не ниже чем на 25 мм, но не выходить за габарит подвижного состава.

Лучшим видом предохранительных устройством являются устройства, выполненные из стальных тросов диаметром 8-10 мм. Их износостойкость и эксплуатационная надежность значительно выше, чем скоб и цепей.

Поэтому целесообразно на подвижном составе производить замену цепей и скоб на тросы.

Установка тормозной рычажной передачи тележек с колодочными тормозами производится при новых тормозных колодках в зависимости от диаметра колес внутренней колесной пары.

Поэтапный ремонт основных деталей тормозной рычажной передачи указан в схемах 1 - 5, оборудование, которое применяется при ремонте, указано в таблицах 4 - 8.

Таблица 4. Перечень инструмента применяемого при ремонте сваркой траверсы тележки пассажирского вагона

Название инструмента

Назначение

Машина ручная шлифовальная пневматическая ИП-2002

Для зачистки поверхности от грязи и масла

Щетка металлическая ТУ 17-48-3609-22-79

Для зачистки поверхности от грязи и масла

Сварочный полуавтомат ПДО-517

Для наплавки износа поверхности цапфы

Молоток-шлакоотделитель ТУ 36-1746-790

Для зачистки наплавленной поверхности от шлака и брызг металла

Лупа ГОСТ 25706-83

Для проверки качества наплавленной поверхности

Резак керосиновый «РК-63»

Для удаления дефектного шва

Электрокар

Для транспортировки деталей и узлов тормозной рычажной передачи

Моечная установка

Для наружной очистки деталей и узлов тормозной рычажной передачи

Станок токарный 1М63

Для механической обработки узлов и деталей тормозной рычажной передачи

Таблица 5. Перечень инструмента применяемого при ремонте наплавкой валиков тормозной рычажной передачи

Название инструмента

Назначение

Электрокар

Для транспортировки деталей и узлов тормозной рычажной передачи

Кран-балка

Для подъема и перемещения деталей и узлов тормозной рычажной передачи

Сварочный полуавтомат MIG-305S Для

Для наплавки стержня валика тормозной рычажной передачи

Электрическая печь СНО-4-8Ч2,5/10V2, инвентарная печь №379

Для термической обработки валиков тормозной рычажной передачи

Молоток-шлакоотделитель ТУ 36-1746-790

Для зачистки наплавленной поверхности от шлака и брызг металла

Щетка металлическая ТУ 17-48-3609-22-79

Для зачистки поверхности от грязи и масла

Лупа ГОСТ 25706-83

Для проверки качества наплавленной поверхности

Штангенциркуль ШЦ - I - 125,01 ГОСТ 166-89

Для проверки геометрических размеров валиков

Шаблоны цеховые

Для проверки геометрических размеров валиков

Таблица 6. Перечень инструмента применяемого при ремонте сваркой тормозных тяг тормозной рычажной передачи

Название инструмента

Назначение

Машина контактной стыковой сварки МСО-606

Для сварки частей тяг между собой

Электрокар

Для транспортировки деталей и узлов тормозной рычажной передачи

Молоток ковочный «Назель»

Для проковки сварных швов

Лупа ГОСТ 25706-83

Для проверки качества наплавленной поверхности

Щетка металлическая ТУ 17-48-3609-22-79

Для зачистки поверхности от грязи и масла

Таблица 7. Перечень инструмента применяемого при ремонте башмаков тормозной рычажной передачи

Название инструмента

Назначение

Машина ручная шлифовальная пневматическая ИП-2002

Для зачистки поверхности от грязи и масла

Щетка металлическая ТУ 17-48-3609-22-79

Для зачистки поверхности от грязи и масла

Сварочный полуавтомат ПДО-517

Для наплавки износа поверхности цапфы

Молоток-шлакоотделитель ТУ 36-1746-790

Для зачистки наплавленной поверхности от шлака и брызг металла

Лупа ГОСТ 25706-83

Для проверки качества наплавленной поверхности

Электрическая печь СНО-4-8Ч2,5/10V2

Для термической обработки валиков тормозной рычажной передачи

Станок токарный 1М63

Для механической обработки узлов и деталей тормозной рычажной передачи

Таблица 8. Перечень инструмента, применяемый при ремонте предохранительного устройства пассажирского вагона

Название устройства

Назначение

Электрокар

Для транспортировки деталей и узлов тормозной рычажной передачи

Лупа ГОСТ 25706-83

Для проверки предохранительного устройства на наличие трещин и их носов

Штангенциркуль ШЦ - I - 125,01 ГОСТ 166-89

Для проверки геометрических размеров предохранительных устройств

Шаблоны цеховые

Для проверки геометрических размеров предохранительных устройств

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>