Полная версия

Главная arrow Техника arrow Тормозная рычажная передача

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Назначение и характеристика тормозной рычажной передачи тележек пассажирских вагонов

Вагоны являются многочисленной частью подвижного состава железных дорог. Правилами технической эксплуатации предъявляются определенные требования подвижному составу, направленными на обеспечение его безотказной работы в эксплуатации. Поэтому ходовые части, тормозной оборудование и тормозная рычажная передача включительно являются одними из ответственных элементов вагона, так как они должны обеспечивать безопасную перевозку пассажиров и грузов.

Тормозная рычажная передача - устройство для передачи давления сжатого воздуха, воздействующего на поршень цилиндра, или усилия ручного тормоза на тормозные колодки, которые при торможении прижимаются к поверхности катания колес; представляет собой систему рычагов, шарнирно соединенных тягами, и включает в себя триангели или траверсы с башмаками и тормозными колодками.

Для обеспечения надежности тормозов к тормозным рычажным передачам предъявляется ряд требований:

  • - рычажная передача должна обеспечивать равномерное распределение усилий по всем тормозным колодкам;
  • - величина усилия практически не должна зависеть от углов наклона рычагов, выхода штока тормозного цилиндра (при сохранении в нем расчетного давления сжатого воздуха) и износа тормозных колодок в пределах установленных эксплуатационных нормативов;
  • - при отпущенном тормозе тормозные колодки должны равномерно отходить от поверхности катания колес;
  • - шарнирные соединения для упрощения ремонта и увеличения срока службы оснащаются износостойкими втулками;
  • - передача должна иметь достаточную прочность, жесткость и при необходимости демпфирующие устройства (например, резиновые втулки в шарнирах подвесок башмаков), исключающие изломы деталей под действием вибраций;
  • - на подвижном составе обязательно предусматриваются предохранительные устройства, предотвращающие падение на путь и выход за пределы очертаний габарита деталей рычажной передачи при их разъединении, изломе или других неисправностях.

Основной технической характеристикой тормозной рычажной передачи является передаточное число, которое определяется в зависимости от конкретной схемы, как произведение отношений плеч рычагов. Плечи рычагов выбираются из условий обеспечения требуемых нажатий на колодки, при условии недопущения юза.

Передаточным числом или отношением тормозной рычажной передачи называются отношение суммарной теоретической силы нажатия тормозных колодок вагона к усилию на штоке тормозного цилиндра

Передаточное число показывает, во сколько раз тормозная рычажная передача увеличивает усилие, передаваемое со штока тормозного цилиндра на колодки без учета потерь на трение в узлах рычажной передачи.

К.п.д. рычажной передачи - не постоянная величина. На стоянке к.п.д. рычажной передачи несколько меньше, чем при движении подвижного состава.

Углы подвешивания тормозных колодок

Рисунок - 1. Углы подвешивания тормозных колодок: А - ведущее плечо; Б - ведомое плечо; В-ведущее плечо; Г - ведомое плечо; б - угол наклона тормозной колодки; в - угол подвешивания тормозной колодки

Угол б между горизонтальной осью колеса (рисунок 1) и осью тормозной колодки называется углом ее наклона. Угол в между осью подвески и линией, соединяющей нижний конец подвески с центром оси колесной пары, называется углом подвешивания тормозных колодок.

Угол б на вагонах обычно не превышает 100. Угол в не должен составлять 900.

К основным частям рычажных передач относятся тормозные колодки, башмаки, траверсы, а также рычаги, тяги и балансиры.

Детали разобранного узла (рисунок 2): поворотный башмак 8 с втулками 9, подвеска башмака 5, палец поводка 6, композиционная тормозная колодка 11, чека 10, поводок 7, пружина 4 с колпачком, гайка 3, шайба 1 и шплинты 2.

Основные части тормозной рычажной передачи пассажирского вагона

Рисунок - 2. Основные части тормозной рычажной передачи пассажирского вагона: 1 - шайба; 2 - шплинт; 3 - гайки; 4 - пружина; 5 - подвеска тормозного башмака; 6 - палец поводка; 7 - поводок; 8 - поворотный башмак; 9 - втулка; 10 - чека; 11 - тормозная колодка

Тормозные колодки являются сменными рабочими деталями. Колодки бывают чугунные или композиционные.

Композиционные тормозные колодки имеют высокую износостойкость, а их коэффициент трения мало зависит от скорости движения поезда. На всех пассажирских вагонах применяют стандартные колодки с креплением в башмаке чекой.

Башмаки тормозных колодок в зависимости от конструкции траверс и триангелей бывают двух типов: свободно вращающиеся с посадкой на круглой цапфе траверсы (башмак поворотный) и с глухой посадкой на прямоугольной цапфе триангеля (башмак неповоротный). Башмак изготовляют из стального литья.

Траверсы применяются на пассажирских цельнометаллических вагонах. Траверса представляет собой пустотелую балку с цапфам, на которых монтируются башмаки, собранные с тормозными колодками и подвесками.

Основная часть цельнометаллических пассажирских вагонов оборудована рычажной передачей колодочного тормоза с цилиндром диаметром 356 мм и двусторонним нажатием колодок.

Тормозная рычажная передача (рисунок 3) состоит из горизонтальных 2 и вертикальных 5 рычагов, тяг 3, затяжек (распорок) 6, тяги 4 ручного тормоза, подвесок 7, башмаков 9 и колодок 8. В поперечном направлении башмаки укреплены на траверсах.

При поступлении сжатого воздуха в тормозной цилиндр 1 поршень со штоком движется вправо, при этом происходят быстрые перемещения деталей: горизонтальный рычаг АВ поворачивается около шарнира Б, перемещает тягу ВВ и поворачивает вертикальный рычаг БД около шарнира Г. Нижний колодец Д рычага перемещает траверсу, прижимая башмаками с колодками к колесам (положение, показанное штриховыми линиями).

После того как первая пара колодок прижимается к колесам, конец Д рычага остается неподвижным. При дальнейшем движении рычага ВД влево вместе с затяжкой ГГ перемещается рычаг (подвеска) ЖЕ, прижимая вторую пару колодок.

Рычаг АВ перемещает вправо затяжку ББ1 и через тягу В1В1 с рычагом В1Д1 прижимает третью пару колодок.

Схема рычажной передачи

Рисунок - 3. Схема рычажной передачи: 1 - тормозной цилиндр; 2 - горизонтальный рычаг; 3 - тяга; 4 - тяга ручного тормоза; 5 - вертикальный рычаг; 6 - затяжка (распорка) 7 - подвеска; 8 - колодка; 9 - башмак

Дальнейший поворот рычага В1Д1 около неподвижного шарнира Д1, вследствие чего затяжка Г1Г1 перемещается вправо и рычаг Ж1Е1 прижимает к бандажам четвертую пару колодок.

Указанный процесс перемещения тяг и рычагов происходит за время около 0,5 с. При этом обе оси затормаживаются одновременно, так как горизонтальный рычаг АВ поворачивается не только в шарнире Б, но и в шарнире В.

Привод ручного тормоза посредством тяги 4 соединен с горизонтальным рычагом АВ, поэтому действие рычажной передачи будет такое же, как и при автоматическом торможении, но процесс протекает более медленно.

Тормозная рычажная передача (рисунок 4) пассажирского вагона в отличие от передач грузовых вагонов выполнена с двусторонним нажатием колодок. Вместо триангелей применены траверсы 18, на цапфах которых установлены башмаки 21 с тормозными колодками 20.

Вертикальные рычаги 19 и затяжки 24 прикреплены к раме тележки на подвесках 25. Траверсы вместе с башмаками и колодками подвешены на одинарных подвесках 23. Кроме горизонтальных рычагов 11 имеются и промежуточные рычаги 16, соединенные с вертикальными рычагами 19 тягами 9.

Для автоматической регулировки рычажной передачи установлен регулятор 14 хода поршня тормозного цилиндра 12.

Привод ручного тормоза состоит из рукоятки 1, пары конических шестерен 2, винта 3, стяжной муфты 4 и тяги 5, соединенной с рычагом 6. Последний связан с тягой 7 с рычагом 8 и далее тягой 10 с горизонтальным рычагом 11. Положение колодок фиксируется пружинным механизмом 22. Скобы 13, 15 и 17 предохраняют детали рычажной передачи от падения на путь.

Тормозная рычажная передача цельнометаллического пассажирского вагона

Рисунок - 4. Тормозная рычажная передача цельнометаллического пассажирского вагона: 1 - рукоятка привода ручного тормоза; 2 - пара конических шестерен; 3 - винт; 4 - стяжная муфта; 5 - тяги ручного тормоза; 6 - рычаг ручного тормоза; 7, 9, 10 - тяги; 8 - рычаг; 11 - горизонтальный рычаг; 12 - тормозной цилиндр; 13, 15, 17 - предохранительные скобы; 14 - авторегулятор; 16 - промежуточный рычаг; 18 - траверса; 19 - вертикальные рычаги; 20 - тормозные колодки; 21 - тормозные башмаки; 22 - пружинный механизм для фиксации положения колодок относительно колес; 23, 25 - подвески; 24 - затяжка

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>