Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Знакомство детей старшего дошкольного возраста с опорно-двигательной системой человека

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Знакомства детей с особенностями строения и развития человека

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности дошкольника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, на развитие продуктивных форм мышления.

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Наряду с ознакомлением с окружающим миром, где ребёнок может многое узнавать самостоятельно, наблюдая, играя, действуя с объектами, существует область знаний - человек, «близкое знакомство» с которым ребёнку трудно осуществить самостоятельно. Процесс знакомства с человеком, формирования сознательного отношения к себе, своему здоровью более полно и успешно проходит под руководством взрослого. В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:

  • - формирование у детей адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела);
  • - формирование у детей системы знаний о его здоровье, факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья;
  • - ознакомление с основами здорового образа жизни;

В усвоении материала о человеческом организме предпочтение отдаётся поисково-экспериментальным, продуктивным, игровым, проблемным методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом , которые позволяют детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме и понимать смысл гигиенических и здоровье сберегающих процедур.

Мы считаем, что каждому педагогическому коллективу необходимо найти методы, помогающие наиболее более эффективно решать эти задачи. В ходе практической деятельности мы пришли к выводу, что одним из таких является метод экспериментирования, представляющий собой «основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей старшего дошкольного возраста» (Н.Н. Поддьяков).

Методика обследования:

Этапы обследования:

  • - Определить педагогические условия по формированию осознанных представлений об организме человека, о здоровом образе жизни.
  • - Выявить уровень сформированности знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

Перед началом работы по выявлению уровня знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни, мы выяснили условия, в которых воспитываются дети старшей группы. Именно педагогические условия являются базой формирования этих знаний. Анализ таковых позволил констатировать факт, что в детском саду созданы все условия для работы по формированию у старших дошкольников знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни.

В методическом кабинете данного дошкольного учреждения отведено место для детской литературы по тематике, для методической литературы по формированию здорового образа жизни дошкольников.

В групповой комнате старшей группы в уголке по физическому развитию детей присутствует оборудование для закаливания детей, обширный инвентарь по физическому развитию, в том числе нетрадиционный.

В игровом уголке представлены дидактические игры: «Как беречь зубы?», «Одолей недуг», «Опасные предметы», «Наши помощники - растения», «Скорая помощь», «Пищевое лото», «Строение организма» и др.

Анализируя календарные планы воспитателей за I квартал, можно отметить, что работа в данном направлении планируется, но не систематически. Воспитатели используют имеющийся дидактический материал, но не в полной мере. Больший акцент сделан на рационализацию двигательного режима, закаливающие процедуры, на формирование правильной осанки, через использование классических приемов: объяснение, примера взрослых, указаний, замечаний и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что у старших дошкольников созданы не все условия для формирования знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни. Для осознанного отношения дошкольников к своему организму, к здоровью, для понимания зависимости своей жизни от окружающей действительности необходимы знания организма человека, правил здоровьесберегающего поведения.

Методика обследования детей проходила в форме беседы. Вопросы к обследованию были составлены мной.

Для выявления уровня знаний об организме человека, по вопросу здорового образа жизни детей были специально составлены вопросы:

  • 1. Что значит быть здоровым?
  • 2. Из чего состоит тело человека?
  • 3. Какие органы чувств нашего организма ты знаешь?
  • 4. Зачем они нам нужны, чем важны?
  • 5. Каких еще помощников нашего организма знаете? (сердце, желудок, печень, легкие, почки и т.д.)
  • 6. Зачем организму нужна кровь?
  • 7. Как мы можем беречь эти органы, заботиться о своем организме?
  • 8. Зачем мы делаем зарядку, делаем гимнастику?
  • 9. Для чего необходимо здоровье человеку?

Диагностика проводилась со всеми детьми старшей группы в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.

Входная диагностика:

К проведению входной диагностики было привлечено 20 детей, которые на момент исследования посещали группу. В последствии, эти же дети вошли в состав экспериментальной и контрольной групп по 10 человек в каждой.

Результаты заносились в таблицу. Каждому ребенку был присвоен порядковый номер и определили уровень знаний здорового образа жизни.

Таблица 1. Уровни знаний детей о организме человека, о здоровом образе жизни

Вопросы для детей

Оценка

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Х

Х

-

-

Х

0

-

Х

Х

2,5

низкий

2

Х

Х

Х

-

Х

-

-

Х

Х

3

низкий

3

Х

+

Х

Х

Х

-

Х

Х

-

4

средний

4

Х

+

Х

Х

Х

-

Х

Х

-

4

средний

5

+

+

Х

Х

Х

Х

Х

+

Х

6

средний

6

0

-

0

0

Х

0

0

Х

-

1

низкий

7

-

Х

Х

-

Х

-

-

Х

-

2

низкий

8

Х

Х

Х

Х

Х

-

Х

Х

Х

4

средний

9

0

Х

0

0

Х

0

0

Х

-

1,5

низкий

10

Х

-

-

-

Х

-

-

Х

-

1,5

низкий

11

-

-

-

0

Х

0

-

Х

-

1

низкий

12

+

+

Х

Х

+

Х

+

+

Х

7

высокий

13

Х

Х

Х

Х

Х

_

Х

Х

Х

4

средний

14

Х

Х

Х

Х

Х

-

Х

Х

Х

4

средний

15

0

-

0

0

Х

0

Х

Х

Х

2

низкий

16

-

Х

-

-

Х

0

-

Х

-

1,5

низкий

17

Х

Х

Х

Х

Х

-

Х

Х

-

3,5

низкий

18

-

Х

-

-

Х

0

-

-

Х

1,5

низкий

19

-

Х

-

-

Х

0

Х

Х

-

2

низкий

20

0

Х

-

-

Х

0

-

Х

-

1,5

низкий

“+” - правильный, полный ответ.

“Х” - ответ недостаточно полный.

“-“ - неправильный ответ (пытается ответить, но путается).

Таким образом, результаты входной диагностики показали, что среди детей:

Таблица 2.

УРОВНИ

Кол-во детей

%

1

Низкий 0-3 баллов

13

65%

2

Средний 4-6 баллов

6

30%

3

Высокий 7-9 баллов

1

5%

В ходе диагностирования дети старшего возраста проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда давались правильные и обоснованные ответы. Особые затруднения в ответах детей вызвал вопрос: зачем человеку кровь.

По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию представлений об организме человека, о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Направление работы, этапы, планирование:

Цель: разработать систему мероприятий познавательного характера, способствующих усвоению ребёнком-дошкольником осознанных знаний об организме человека, здоровом образе жизни, что будет сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости здоровья от отношения к своему организму, что усилит, по нашему мнению, положительную мотивацию к изучению себя, зависимости между состоянием организма и жизнью человека.

В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:

1. Формировать у детей адекватные предст...

  • 2. опытным путем закрепить знания о значении и роли этого органа в нормальной жизнедеятельности организма, о его взаимосвязи с другими органами чувств
  • 3. продолжать учить заботиться о своем организме, прививать элементарные гигиенические навыки
  • 4. воспитывать заботливое отношение к своему организму

Художественное слово, опыты, поисковые вопросы, рассматривание иллюстрации, беседа, гимнастика для язычка

7.

Занятие: «Путешествие пирожка» Задачи: систематизировать представления детей о работе пищеварительной системы, что в нее входит; опытным путем закрепить знания как работает желудок, о способности желудка растворять и впитывать различные вещества; продолжать заботиться о своем организме, прививать элементарные гигиенические навыки; воспитывать заботливое отношение к своему организму.

Художественное слово, опыты, поисковые вопросы, рассматривание иллюстрации бумажного человечка с изображением пищеварительной системы, беседа, игровые приемы

8.

Занятие: «Удивительные ладошки» Задачи: 1.продолжать знакомить детей с организмом человека, с назначением кистей рук у человека (выполняют предметные действия, хватательную функцию, жестами несут эмоциональную информацию, на ладошках расположены активные точки, которые отвечают за работу разных органов).

  • 2. опытным путем закрепить знания о значении и роли кистей рук в нормальной жизнедеятельности организма, о их взаимосвязи со всеми органами организма
  • 3. продолжать учить заботиться о своем организме,
  • 4. развивать мелкую мускулатуру кистей рук (через массаж, пальчиковую гимнастику)
  • 5. воспитывать заботливое отношение к своему организму

Художественное слово, поисковые вопросы, рассматривание иллюстрации, беседа и практические приемы (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика; элементы ритмики).

9.

Занятие: «Сохраним свое здоровье» Задачи: Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Прививать и воспитывать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Художественное слово, поисковые вопросы, рассматривание иллюстрации, беседа и практические приемы (массаж и самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики; элементы ритмики и общеразвивающие упражнения).

Описание работы:

При проведении формирующего этапа исследования были созданы все условия для формирования представлений у старших дошкольников о организме человека, о здоровом образе жизни.

При планировании учитывался принцип последовательности и постепенности, который позволил четко проследить процесс формирования представлений детей об организме человека, его строении и функционировании.

В начале работы было проведено вводное занятие (введен главный персонаж всего цикла познавательных занятий - Доктор Еж) об организме человека, целью которого было дать общее представление детям.

Очень серьезно подошли к разработке цикла мероприятий познавательного характера, что является универсальной формой формирования осознанного отношения к своему здоровью. Познание строилось на вовлечении детей в обсуждение вопросов через поисковую деятельность, что вызывает познавательный интерес, формирование осознанного отношения к происходящему. Широко применялись игровые приемы, поисковая и экспериментальная деятельность, художественное слово, поисковые вопросы, рассматривание иллюстраций, беседы и практические приемы (массажи, пальчиковая, дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз; элементы ритмики).

Большое значение имела также предшествующая работа, которая обеспечивала детей в процессе формирующего этапа первоначальными знаниями по тематике занятий. С этой целью систематически проводились разнообразные дидактические игры, экспериментирование, просмотр DVD диска «Анатомия для детей» (ООО «Видеостудия «КВАРТ» 2006 г., обучающий фильм, автор Д.Никулин), беседы, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях для детей, игры-драматизации, массажи, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры, беседы, упражнения, направленные на формирование правильной осанки, на профилактику плоскостопия. Это позволяло детям накапливать знания об организме человека, о здоровье человека, развивать умения оберегать свое здоровье, поддерживать и сохранять его.

На занятиях эти знания расширялись, углублялись. Например, получая знания, вернее добывая эти знания через опытно-экспериментальную деятельность о каком либо органе человеческого тела, дети учились выделять существенные признаки и связи, а также взаимосвязь работы всех органов организма, как единого целого.

При рассматривании иллюстраций, наблюдений обращалось внимание детей на особенности строения различных органов и систем организма, их взаимосвязи, и влияние образа жизни на их нормальное функционирование. Проводились различные гимнастики, упражнения и массажи, направленные на приобретение навыка выполнения жизненно необходимых движений, которые оказывают существенное влияние на работу органов и систем организма.

Таким образом, в ходе формирующего этапа был использован целый комплекс мероприятий, направленных на формирование представлений об организме человека, о здоровом образе жизни у старших дошкольников, основным звеном, которого является организация познавательной деятельности.

Экспериментальная деятельность помогает дошкольникам осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление о человеке, знания о здоровом образе жизни, стимулирует самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей. Ребёнок учится сравнивать, обобщать, классифицировать; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, а также помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.

Рассмотрим одну из наиболее эффективных методических разработок, посвященных ознакомлению детей с человеческим организмом.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>