Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Технология исследования лексикона у младших школьников

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Теоретические и методологические основы исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные представления о закономерностях усвоения речи и языка в единстве с различными сторонами психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.Н. Ушакова, Л.П. Федоренко, Д.Б. Эльконин и др.); о многоаспектности процесса формирования лексической системы языка (В.В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, Л.А. Новиков, А.И. Смирницкий, А.А. Уфимцева, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Н. Шмелев и др.); о системности и последовательности в обучении школьников (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.Я. Зорина, В.М. Кларин, Т.А. Ладыженская и др.); о структуре и проявлениях общего недоразвития речи у детей дошкольного и школьного возраста (Н.С. Жукова, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).

В процессе школьного обучения учащиеся сталкиваются с необходимостью овладения научными понятиями, адаптированными в соответствии с их возрастными и когнитивными возможностями. Соответствующие слова, в том числе включенные в словосочетания, служащие для обозначения понятий, изучаемых и используемых в рамках школьных дисциплин, можно квалифицировать как учебно-терминологическую лексику. Овладение ею школьниками с нормальным речевым развитием происходит последовательно в ходе изучения школьных дисциплин, что во многом определяет успешность усвоения учебных знаний, умений, навыков и школьной программы в целом. Аналогичной спонтанности в овладении учебно-терминологической лексикой не наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. В качестве характерных трудностей при усвоении лексических единиц в ходе изучения школьных дисциплин у учащихся с нарушениями речи выявлены: неточное знание и понимание слов, неумение их использовать в процессе учебной деятельности, трудности в установлении причинно-временных связей и т.д. (А.Г. Зикеев, Л.А. Ившина, Р.Е. Левина, Е.М. Митрохина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, А.В. Ястребова и др.). Детальный анализ особенностей овладения «учебной лексикой» представлен в работе Л.А. Тишиной, характеризующей трудности, возникающие у школьников с нарушениями речи при овладении материала по природоведению (2005).

Анализ научной литературы позволил сделать выводы об отсутствии наиболее полной и систематизированной информации об овладении специальной лексикой, охватывающей разные дисциплинарные направления, младшими школьниками с ОНР.

Результаты изучения психолого-педагогической, психолингвистической и специальной литературы подтверждают необходимость исследования такой составной части лексической системы как учебно-терминологическая лексика и создания модели оптимизации процесса формирования исследуемой лексики у младших школьников с ОНР (III уровень) на логопедических занятиях.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>