Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Психологическая характеристика развития деятельности дошкольников

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Изобразительная деятельность.

Наиболее изученной в детской психологии является изобразительная деятельность дошкольников, в особенности рисование.

  • 1. Стадия каракулей. В раннем детстве ребенок уже может проводить карандашом по бумаге какие-то линии. Здесь нет еще задачи изображения. Но иногда дети, нарисовав нечто, дают своему рисунку какое-либо название, в зависимости от того, какой признак знакомого предмета видит ребенок в рисунке. Называние своих каракулей может происходить и в ответ на вопрос взрослых или по подражанию им. Уже в этот период многие дети узнают, что нарисованное должно что-то изображать.
  • 2. Изобразительная стадия. Возникновение изобразительной задачи означает, что рисование ребенка вступает в собственно изобразительную стадию. Изменение отношений между замыслом и его воплощением проходит через три этапа:
  • 1) наименование после изображения;
  • 2) наименованию в процессе изображения;
  • 3) наименование до начала изображения.

На ранних стадиях развития изобразительной деятельности ребенок нередко меняет замысел по ходу деятельности. Начав рисовать одно, он в процессе рисования отказывается от первоначального замысла и, продолжая тот же рисунок, реализует в нем уже другой замысел. Такое изменение проистекает из того, что вначале не изображение подчиняется заранее намеченному замыслу, а, наоборот, процесс рисования в связи с возникающими по его ходу ассоциациями может определять смену замыслов.

Первые рисунки детей, будучи предметными по форме, имеют сюжетное содержание. Ребенок, нарисовавший человека, изображает целый рассказ о нем. Поэтому дети дошкольного возраста в процессе рисования обычно много говорят, дополняя словами то, чего не могут передать в рисунке. Любимый сюжет детского рисования на ранних стадиях - это человек и его деятельность [3].

При анализе детских рисунков необходимо помнить, что перед ребенком сравнительно долго не встает особая задача изображения, которая стоит перед взрослым, а именно - передать через рисунок другому человеку свое отношение или знание о предмете. Поэтому такие рисунки не выполняют функции общения с другими детьми или взрослыми людьми. Детское рисование близко по своей природе к игровой деятельности, так как получаемое изображение не используется по своему реальному назначению.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>