Полная версия

Главная arrow Экономика arrow Глобализация и конкурентоспособность

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Опасность ТНК для российских компаний

По мнению российских менеджеров, приход транснациональных корпораций в Россию имеет массу разных предсказуемых и непредсказуемых последствий и должен быть обусловлен всевозможными мерами предосторожности.

Во-первых, очевидно, что как только на российский рынок приходят ТНК, конкуренция на нем обостряется. Для российских предприятий это означает большой рыночный прессинг при тех же ресурсах.

Во-вторых, ТНК, как правило, имеют в своем распоряжении мощные финансовые ресурсы, благодаря которым они могут регулярно обновлять производство и повышать качество продукции. Российские предприятия ограничены в ресурсах, банковский кредит им либо не по карману, либо не доступен по причине неудовлетворительной кредитной истории.

В-третьих, ТНК имеют возможность платить персоналу высокую зарплату. Это означает, что и российским предприятиям придется увеличивать фонд оплаты для удержания лучших работников. В противном случае рынок труда будет стратифицирован по качеству управленческого персонала. ТНК получат его «сливки», а российские предприятия - только то, что останется. В свою очередь повышение зарплат скажется на стоимости продукции российских предприятий: оно станет существенно дороже.

Отношение россиян к ТНК

Конечно, каждый человек относится по-своему к зарубежным компаниям в его стране, таким образом, можно выделить три группы работающих россиян и их отношение к ТНК.

Первые, занятые, как правило, в сырьевых отраслях промышленности, не видят в приходе ТНК особой проблемы. Многие из них уже давно работают с западными компаниями и находят в таком сотрудничестве больше плюсов, нежели минусов.

Вторые, работающие в отраслях, где конкуренция западных компаний пока невелика, также не считают, что способны одолеть их на рынке.

Третьи, чаще всего принадлежащим к обрабатывающим отраслям экономики, испытывают по поводу вхождения ТНК на российский рынок серьезное беспокойство.

Большинство россиян не хотели бы променять свою нынешнюю позицию на перспективу вхождения в разветвленную управленческую иерархию, характерную для больших международных компаний. Это нежелание мотивируется следующими факторами:

  • 1. работает известный мотив лидерства: «лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме». Лучше быть во главе небольшого российского предприятия, чем винтиком гигантской международной иерархии.
  • 2. в своем большинстве российские руководители - это практики, которые слишком привязаны к российским реалиям, чтобы добиться успеха в более формализованной среде ТНК.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>