Полная версия

Главная arrow Экономика arrow Концепция развития мобильных платежей

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Заключение

Целью проведения настоящего исследования являлся анализ законодательных актов в сфере мобильной коммерции и электронных денежных средств и разработка рекомендаций по развитию национального законодательства в этой сфере. В процессе исследования мы рассмотрели и проанализированы ряд НПА о регулировании электронных денег стран Евросоюза, США и Японии. Был проведен обзор действующих законодательных актов России как до принятия закона о НПС, так и после.

Кроме этого, были проанализированы основные тенденции развития рынка мобильных платежей в России и сделан прогноз развития законодательных инициатив в этой области, на основе современных мировых трендов в сфере мобильных технологий.

Рассмотрев ситуацию с правовым регулированием мобильных платежей в России, можно сделать ряд основных выводов:

  • · Во-первых, в результате внимательного изучения отдельных норм закона «О национальной платежной системе» легко заметить, что российский закон очень похож на европейскую директиву А. В. Шамраев, Правовое регулирование платежных услуг: сравнительный анализ подходов российского и европейского права «О платежных услугах на внутреннем рынке» Директива 2007/64/ЕС Европейского парламента и Совета от 13 ноября 2007 года о платежных услугах на внутреннем рынке. Этот факт дает нам основания полагать, что Россия пошла по европейскому пути развития национальной платежной системы.
  • · Во-вторых, несмотря на относительную новизну российского закона, в нем есть ряд существенных недоработок, актуальных для мобильной коммерции. Например, отсутствует легальная дефиниция мобильных платежей и имеется целый ряд пробелов в регулировании мобильной коммерции.
  • · В-третьих, российское законодательство в области электронных денег весьма перегружено положениями, которые являются избыточными по отношению к целям регулирования с точки зрения здравого смысла. К примеру, обязательства по направлению многочисленных уведомлений со стороны оператора связи абоненту при проведении платежей существенно затрудняют процесс осуществления самих платежей.

В целом, резюмируя вышесказанное, можно предложить следующие меры по реформированию национальной платежной системы России в части более активного использования мобильных платежей в расчетах:

  • · Ввести в действие упрощенную схему уведомления клиентов при проведении мобильных платежей
  • · Активно осуществлять привлечение мобильных операторов к процессу упрощенной идентификации клиентов финансовых организаций - сейчас такая практика уже есть, но она не повсеместна
  • · Поощрять организации частного сектора, которые используют мобильные платежи, путем введения для них льготного налогообложения

Наиболее ценным зарубежным опытом для России может выступить пример японского рынка электронных денег, который формировался исключительно благодаря усилиям крупных организаций частного сектора. Государство лишь закрепляло разработанные и применяемые схемы платежей в нормативном порядке. Российский закон о НПС необходимо избавить от громоздких формулировок и схем взаимодействия между платежными агентами, которые не только затрудняют понимание процессов, но также создают существенные препятствия для эффективного функционирования платежных схем.

На сегодняшний день существует традиционное для многих стран мира убеждение, что если государство берется за прямое нормативное регулирование бизнеса или какой-либо отдельной отрасли, то там сразу начинаются проблемы. В какой-то степени это справедливо, однако говорить о систематическом характере этого явления будет неверно.

В случае с электронной и мобильной коммерцией цель государственного регулирования - установить «правила игры» для участников этой отрасли. Российское законодательство в этой сфере страдает отсутствием адекватного понятийного аппарата.

Основные правовые нормы, принятые в сфере платежных систем и банковских операций до 2011 года, существенно упрощали операции мобильной коммерции, однако не были универсальным средством и не позволяли создать прозрачный и эффективный механизм взаимодействия всех агентов, участвующих в процессе осуществления мобильных платежей. Исходя из такого положения дел участники рынка мобильной коммерции и платежей - в России - операторы мобильной связи, финансовые организации и обычные граждане порой вынуждены были руководствоваться отдельными нормами из различных областей гражданского права.

Принятие закона «О национальной платежной системе», а позже и поправок к нему существенно упростили процессы взаимодействия между контрагентами в процессе осуществления мобильных платежей. Однако, «лекарством от всех болезней» новый закон не смог стать даже с учетом принятых поправок. Главными проблемами остались недоработанный понятийный аппарат, сложные схемы взаимодействия при проведении платежей, а также ограничения по возможности использования ЭДС, установленные по отношению к некоторым категориям организаций. Но, тем не менее, главную задачу унификации разрозненных норм в области пользования электронными деньгами, закон выполнил. Поэтому заново разрабатывать иную концепцию развития мобильных платежей нецелесообразно. Как было упомянуто выше, российскому рынку мобильных платежей и электронных денег не нужно кардинальное правовое реформирование. Однако отдельные нормы законодательства в этой области нуждаются в доработке. Возвращаясь к гипотезе настоящего исследования, можно сделать вывод, что в результате проведенного анализа можно сделать вывод о частичной её истинности, с оговоркой, что небольшие изменения российскому законодательству о электронных платежах и мобильной коммерции все-таки нужны.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>