Полная версия

Главная arrow Философия arrow История философской мысли

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Философский рационализм Декарта

Философия Рене Декарта

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650) - видный философ и учёный-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

обосновал ведущую роль разума в познании;

выдвинул учение о субстанции, её атрибутах и модусах;

стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

выдвинул идею о научном методе познания и о "врождённых идеях". "Я мыслю, следовательно, я существую"В основе бытия и познания, по Декарту, лежит разум, так как:

в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку, в любом явлении, любой вещи можно усомниться => сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит => мышление является основой как бытия, так и познания поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую". Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия - это понятие субстанции.

Субстанция - это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворённые Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своём существовании ни в чём, кроме самих себя. Причём сотворённые субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворённые субстанции Декарт делит на два рода:

о материальные (вещи);

о духовные (идеи).

Выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

о протяжение - для материальных;

о мышление - для духовных.

о Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. В этом качестве предлагается дедукция. Смысл этого метода в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приёмы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>