Полная версия

Главная arrow Философия arrow История философской мысли

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Платон об идеях

Платон (427 - 347 до нашей эры) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя - Аристокл. Платон - прозвище, означающее `'широкий, широкоплечий''.

1-ый учитель его Кратил, около 407 года познакомился с Сократом. Сократ является героем практически всех сочинений Платона. В 387 г. обосновывает школу - Платоновскую академию.

После смерти Сократа в 399 до н.э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399-389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу - Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.

Идея - центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воды мы пьем, но не может же мы выпить идею воды или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея - это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила, они - вечные образцы, парадигмы (образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра - она своего рода `'Солнце в царстве идей'', мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества.

Платон понимал невозможность полного отделения небесного царства идей от самых обыкновенных земных вещей. Ведь теория идей и возникла у него только на путях осознания того, что такое вещи и что возможности их познавание. Он приписал идеях изначально отдельно от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это, в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>