Полная версия

Главная arrow Философия arrow Метафизика организационного поведения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Объект, предмет, цель и задачи организационного поведения как междисциплинарной специализации

По сути дела, эти две проблемы обусловливают двоякий объект исследования организационного поведения как междисциплинарной научной специализации:

  • 1) поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения в пространстве определенной организации;
  • 2) поведение самой организации в определенных условиях внутреннего и внешнего рынка.

Из объекта исследования вытекает и двойственность предмета исследования организационного поведения:

  • а) внешние и внутренние факторы, определяющие поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения;
  • б) внешние и внутренние факторы, задающие поведение организации в условиях внешнего и внутреннего рынка.

Основная цель организационного поведения как междисциплинарной научной специализации состоит, в конечном счете, в разработке принципов эффективного управления направляемым поведением людей в организации и поведением самой организации (об осмыслении природы управления с позиции метафизической методологии научных исследований см. 1.1.3 и [2]).

Вслед за известным американским автором С.Р. Кови будем считать, что эффективность любой фирмы определяется балансом (отношением)

Э = Р /РсС,

где, Э - эффективность, Р - предполагаемый результат, Рс - ресурсы, С- средства [3, c. 66-68].

Им различаются три типа ресурсов: физические, человеческие и финансовые. Под человеческими ресурсами я подразумеваю потенциал сотрудников, включающий в себя латентные и реальные нравственные, интеллектуальные и телесные качества сотрудников. Автором работы не принимаются во внимание информационные ресурсы, которые во взаимодействии с физическими являются основой разработки новых технологий, выступая внутренним фактором развития экономики [4]. При проектировании и создании деловой организации следует учитывать духовные и интеллектуальные ресурсы экономики, других СИ, а также и видов деловых организаций в плане особенного и всеобщего.

К физическим ресурсам С.Р. Кови относит технические средства, человеческое тело и внешнюю среду. Нетрудно заметить, что рассматриваемый баланс позволяет сделать использование физических ресурсов гораздо более эффективным [3, c. 69] Окружающая среда рассматривается мной как физический, наукоемкий, эстетический и этический ресурсы, изучение которых будет содействовать не только получению новых научных знаний, которые можно будет использовать в разработке новых технологий, но и осуществлению регенерации природы, развитию туризма, одухотворению человека. Нетрудно прийти к выводу, что инвестирование в природу также является внутренним фактором развития экономики.. К финансовым ресурсам автор относит как реальный инвестированный капитал, так и способность человека зарабатывать деньги. Реализация указанного выше баланса, естественно, будет способствовать увеличению данного ресурса в фирме.

Особую значимость в деловой организации имеет человеческий ресурс, правильное использование которого приводит к формированию коллектива со свойственными только ему целевыми и ценностными ориентациями. В этой связи отмечу особую значимость ценностных ориентаций для создания комфортной и эффективной информационной среды в фирме как самоорганизующейся системе, обладающей, по меньшей мере, целостностью, устойчивостью, гибкостью и эмерджентностью. Из этого следует, что разработка и создание деловой организации требует знания духовного и интеллектуального потенциалов видов ЧР и РЧ.

Внимательное слежение за развитием экономики в развитых странах привело многих ученых к выводу о том, что в недрах индустриальной материально ориентированной цивилизации начинает формироваться постиндустриальная духовно ориентированная цивилизация [5]. Одновременно осуществляется формирование экономики товаров и услуг в пространстве индустриальной экономики, что приводит к невиданному доселе росту личной и интеллектуальной собственности. Это говорит о верховенстве человеческого фактора, громадной потребности в творческом труде и др. (см. подробно [6-8]).

Подчеркну осознание предпринимателями развитых стран выгодности вкладывать инвестиции в человеческий капитал, непрерывное образование человека, включая и самих сотрудников фирм. Необходимо указать и на изменение отношения к клиентам и покупателям: стратегический маркетинг переходит на управление не столько потребностями, сколько предпочтениями клиентов и покупателей. В этой связи следует сказать, что для экономики товаров и услуг весьма возросла значимость предложения в связи с ростом материального благосостояния населения, образованности и творческой активности людей. Отмечу, что наблюдается переход от постмодерна к возрожденному модерну [9, c. 79-82].

Изложенное выше показывает, что роль и место человеческого фактора в деятельности как единичных фирм, так и экономики той или иной страны становятся определяющими. Становится очевидным, что уникальность той или иной фирмы на рынке товаров и услуг определяется теперь не только и не столько наличием капитала и технологий, сколько возможностью персонала данной организации видеть свое место в среднесрочной и дальнесрочной перспективе и стремиться к реализации воображаемого и задуманного в деятельности предприятия.

Можно сделать вывод: современная экономика стала осознавать, что можно купить руки сотрудника фирмы, но купить его духовную сферу и интеллект с его мотивационной системой и эмоционально-волевой сферой, которые все вместе задают творчество, энтузиазм, изобретательность, мастерство, преданность традициям и склонность к инновациям, невозможно.

К сказанному выше следует добавить следующее. Никакие требования к сотрудникам фирмы о прекрасном отношении к клиентам не будут иметь успеха до тех пор, пока не будет использоваться принцип:

Всегда обращайтесь со своими сотрудниками так, как Вы хотите, чтобы они обращались с Вашими клиентами [3, c. 74].

Очевидна необходимость глубоко и системно осознать нахождение приемлемых путей решения указанных выше двух основных проблем, стоящих перед организационным поведением. Естественно, что их решение связано с управлением. Подчеркну, что отечественные ученые еще в 20-х годах прошлого века заложили научную основу управления поведением людей на производстве. Так, Н.А. Витке рассматривал в своей монографии управление как способ высвобождения творческого потенциала работников и как реализацию их творческих способностей в рабочем процессе на общее благо [10]. Рассмотрим такое понимание управления применительно к деловым организациям в контексте метафизической методологии научных исследований.

В 1.1.3. управление было рассмотрено с позиции метафизической методологии научных исследований в двух планах как:

  • 1) ноуменальная эмпирическая реальность УМ и ЧМ;
  • 2) феноменальная (конкретная) эмпирическая реальность ЧМ и УМ.

Согласно первому плану управление определяется через родовое понятие и видовое отличие. Оно есть открытая многомерная целостность,

  • • выступающая как эмпирическая реальность УМ и ЧМ, материально-ментально-духовное образование и деятельность;
  • • вызывающая взаимодействие, взаимосвязи и взаимосодействие между всеми компонентами системы.

Отмечу, что управление как ноуменальная реальность, развившаяся в филогенезе и развивающаяся в онтогенезе, нацелена на будущее.

Управление как материально-ментально-духовное образование непосредственно содействует проявлению и развитию потенциала ЧР, РЧ, их видов, КЧ и его личности, а также социума и СИ, включая деловые организации. По отношению к ЧР, РЧ, их видам и СИ управление вторично. В этой связи проявление духовности в нём как материально-ментально-духовном образовании зависит от того, являются ли СИ системами.

В нашем случае управление использует систему духовного и интеллектуального воздействия, взаимодействия и взаимосодействия с персоналом фирмы и клиентами с учетом прямых и обратных связей с целью проявления освобождения творческого потенциала работников и реализации их творческих способностей в рабочем процессе на общее благо.

В данном процессе ведущую роль играют присущие СЛ шесть видов степеней свободы, к которым относятся:

  • 1) избыточное количество степеней свободы кинематической цепи телесной сферы СЛ, эволюционно отобранное для осуществления сенсомоторной деятельности КЧ по принципу наименьшего усилия;
  • 2) избыточное количество степеней свободы специализированной подсистемы ментальной сферы СЛ, эволюционно отобранное для формирования КЧ образов по принципу наименьшего усилия с целью однозначного восприятия действительности, ее пространственных и предметно-временных форм;
  • 3) избыточное количество степеней свободы внимания специализированной подсистемы ментальной сферы СЛ, эволюционно отобранное по принципу наименьшего усилия для обеспечения КЧ "практически неограниченным пространством выбора" и механизмами предельной концентрации с целью реализации избирательности его деятельности;
  • 4) избыточное количество степеней свободы ассоциативных (по сходству, смежности и контрасту) свойств памяти, присущих специализированной подсистеме ментальной сферы РЧ и эволюционно отобранное по принципу наименьшего усилия для оптимального содействия мнемической деятельности КЧ.
  • 5) избыточное количество символических средств, присущих ментальной сфере СЛ и эволюционно отобранное по принципу наименьшего усилия путем предоставления КЧ возможности
  • - познавать с их помощью УМ и ЧМ;
  • - создавать новые программы, языки и коды с целью описания объектов этих миров;
  • - формировать условия для реализации свободы взаимодействия с ними;
  • - принимать и реализовывать нетривиальные решения по активной адаптации к возникшим ситуациям их перестройке;
  • - созидать новую среду в пространстве природы и ТМ;
  • 7) наличие шести высших нравственных принципов (благо и красота, свобода и ответственность, любовь и творчество) и множества позитивных свойств духовной сферы СЛ, эволюционно развившихся на основе творческого полового отбора для предоставления КЧ возможности
  • - самому стать нравственным человеком;
  • - четко различать добро и зло и
  • - содействовать другим людям быть такими же [1, с. 194-199; 11, с. 41-60].

Изучение представленных выше видов степеней свободы убедительно говорит о том, что выход на изучение человека в плане всеобщего и особенного открывает перед организационным поведением как междисциплинарной специализацией новые возможности исследования и использования латентного потенциала сотрудников деловых организаций.

Их анализ указывает на то, что духовное и интеллектуальное воздействие на ту или иную социальную личность, персонал, группу людей должно осуществляться на основе проникновения в суть этих степеней свободы.

Как деятельность управление отличается тем, что оказывает корректирующее духовное, интеллектуальное, направляющее результативное воздействие на

  • - людей, реализующих цели и задачи системы;
  • - формирование благоприятной информационной среды для проявления творческого потенциала людей, образующих компоненты системы;
  • - саморазвитие, самоорганизацию, самообновление и само-реинтерпретацию, а также соединение личного и общественного, земного и космического в управляемом субъекте.

В нашем случае управление как система содействует оптимальному функционированию и развитию деловых организаций.

Возвращаясь к наследию Н.А. Витке, нетрудно прийти к выводу, что осмысление русским ученым управления говорит в пользу его интерпретации как материально-ментально-духовного образования.

Раскрытие основной цели организационного поведения позволяет мне сформулировать ряд вытекающих из нее задач:

  • § системное изучение и системное раскрытие поведения людей в различных ситуациях, возникающих в трудовой деятельности и общении;
  • § исследование истоков и причин индивидуальных и коллективных поступков и действий людей в различных ситуациях;
  • § прогнозирование и корректировка поведения отдельных субъектов и групп в организации;
  • § прогнозирование и корректировка поведения организаций с учетом их типологии, определенных условий внутреннего и внешнего рынка и других факторов;
  • § создание рекомендаций по формированию организации, основанной на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов (см. также [12, с. 10]).
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>