Полная версия

Главная arrow Философия arrow Метафизика организационного поведения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Новый этап эволюции человеческого рода и его видов, родового человека и его видов, человечества, социальных институтов и мирового сообщества

Выше мы рассмотрели, какое воздействие оказало распространение новых наукоемких и информационных технологий на становление и развитие экономики товаров и услуг и постиндустриальной цивилизации.

Эти факторы стали постоянно и неуклонно воздействовать на изменение отношения к человеку как творцу и активному участнику политической, культурной, общественной, экономической и т. д. жизни. Отмечу, что интеллектуализация технологических процессов выдвинула весьма актуальную проблему одухотворения окружающей человека среды, включая деловую. Налицо переход от технократического направления в технике к использованию творческого потенциала Homo, представленного в присущих ему степенях свободы.

Указанные выше процессы стимулировали проявление контуров нового социально-экономического порядка, в котором могут быть синтезированы достоинства капитализма и социализма. В свою очередь, это содействовало возрождению интереса к человеческому роду и родовому человеку как ноуменальным реальностям УМ, материально-ментально-духовным образованиям и системам. Новое осмысление этих категорий не могло не привести к новой интерпретации человечества, социума, ТМ и их институтов в новых внешне-исторических условиях (см. 1.1.2-1.1.3).

Рассмотренные выше факторы стали рассматриваться в [2] как внешние индикаторы эволюции ЧР, РЧ, развития человечества и мирового сообщества. В связи с этим есть смысл рассмотреть другие внешние детерминанты.

Опыт создания Европейского союза (ЕС) как федеративного транснационального государства показывает, что оно является инструктивной моделью для федерального объединения других государств. Ее реализация может обеспечивать новый, неконфликтный, компромиссный, толерантный, ненасильственный порядок снизу вверх как в любом содружестве, так и внутри федеративной государственности любой страны, в него входящей.

Изучение состава и структуры федеральной организации ЕС свидетельствует о том, что федерализм на уровне транснациональных государств состоит из трех уровней:

  • v управление на транснациональном уровне;
  • v управление на национально-государственном уровне;
  • v общественное самоуправление в виде опоры на общественное мнение в принятии управленческих решений на национально-государственном уровне.

Все три уровня работают в солидарном режиме, при этом каждая суверенная часть координирует свою деятельность с другими субсидиарными компонентами данной системы Формула солидарности: отдельные лица и организации действуют в интересах общества, также как и меньшие и более слабые организации "в интересах более значительной организации". Формула субсидиарности: более значительные организации и более высокие уровни системы содействуют как менее значительным организациям, так и низшим уровням системы в выполнении их функций.. Это два основных условия.

Федерализм на уровне государства также состоит из трех уровней:

  • Ш федеральный уровень;
  • Ш региональный уровень;
  • Ш муниципальный уровень (уровень местного управления).

Прослеживается тенденция в организации федеративного государства: оно предоставляет максимальное самоопределение своим образованиям, в результате верховная власть начинает исполнять роль координационного центра.

Возникновение ЕС во второй половине ХХ века стало рассматриваться в XXI столетии как уникальный надгосударственный феномен, который может послужить примером формирования подобных образований во всем мире. Именно формирование ЕС оказало сущностное воздействие на разработку федералистской направленности создания экономических, общественных и государственных структур в мировом сообществе [36]. Формирование единого таможенного пространства между Белоруссией, Казахстаном и Россией говорит о начале продуктивного процесса формирования единого союзного федеративного государства. Оно будет содействовать развитию экономики в этих странах.

В мировом сообществе неуклонно возрастает интерес к мировой культуре и разнообразным локальным культурам. Были установлены две взаимообусловленные тенденции:

  • - стремление к выявлению всего того общего, что есть в локальных культурах и что содействует эволюции мировой культуры в частности и человеческого рода в целом;
  • - стремление к определению особенностей локальных культур в плане стимулирования их особенностей (см., например, [37]).

Рассмотренные тенденции представляют еще один индикатор нового этапа эволюции человеческого рода и развития мирового сообщества и СИ.

Противостояние в мировом сообществе, формулируемое как "глобализация <--> антиглобализация", вызванное не только и не столько экономическими, сколько политическими факторами, в том числе и имперскими амбициями США, препятствующими налаживанию конструктивных связей между локальными цивилизациями и конфессиями и провоцирующими мировой терроризм, правомерно интерпретировать как внешний индикатор рассматриваемого этапа.

Для рассматриваемого этапа эволюции ЧР, РЧ, человечества, СИ и мирового сообщества характерна антиномия "РСЭ <--> ВСЭ", приведшая к мировому финансовому и экономическому кризису. Отмечу, что 8 января 2009 г. в Париже проходил форум "Новый мир и новый капитализм", на котором выступили известные политики Т. Блэр, А. Меркель и Н. Саркози по вопросу выхода из кризиса и путях дальнейшего развития мировой экономики (см. w.w.w.vesti.ru. 8.1.2009). Ниже в обобщенном виде представлены их соображения об особенностях данного кризиса:

  • 1) забвение существующих ценностей и важность возрождения справедливости и формирования нового доверия между людьми;
  • 2) нарушение связи между коллективом и индивидом, между коллективом и личностью, возникновение своеобразного морального вакуума;
  • 3) связь мирового экономического кризиса с кризисом морали;
  • 4) финансовые кампании аморальны, поскольку заняты накоплением денег, а не содействием развитию производственного капитала в реальном секторе экономики;
  • 5) экономическая система не отвечает новым условиям; более бедным становится средний класс.

Изложенное позволяет представить выявленные индикаторы нового этапа развития ЧР, человечества и мирового сообщества одним списком:

¦ распространение наукоемких и информационных технологий по всей планете и интеллектуализация технологических процессов;

¦ развитие экономики товаров и услуг и постиндустриальной цивилизации в развитых странах;

¦ переход от технократического направления в технике к использованию творческого потенциала Homo, представленного в присущих ему степенях свободы.

¦ проявление контуров нового социально-экономического порядка, в котором могут быть синтезированы достоинства капитализма и социализма;

¦ федералистская направленность создания экономических, общественных и государственных структур в мировом сообществе;

¦ возрастание интереса к развитию мировой культуры и разнообразных локальных культур;

¦ противоречивые процессы современной глобализации и антиглобализации;

¦ наличие антиномии между РСЭ и ВСЭ.

Обратимся теперь к определению внутренних индикаторов нового этапа эволюции ЧР и развития человечества, СИ и мирового сообщества. В 1.1.2. и 1.1.3. были рассмотрены метафизический этап эволюции науки и метафизическая методология научных исследований, дана интерпретация не только природы, но и космоса как открытых многомерных ноуменальных реальностей, материально-ментально-духовных образований и систем. В [2] они подверглись правомерной интерпретации как внутренних индикаторов рассматриваемого этапа. Здесь полезно осветить два сущностных индикатора, которые свидетельствуют о возникновении нового этапа эволюции ЧР, РЧ, их видов, а также человечества, СИ, мирового сообщества.

Рассмотрим феномен детей "индиго", который стал осознаваться общественностью разных стран с 70-х годов ХХ века. Их уже насчитывается более 1 миллиона человек.

Они отличаются от представителей Homo sapiens более совершенными иммунной и эндокринной системами. Им присущи высокая духовность, самосознание, миссия сделать жизнь людей лучше и др. Их описанию посвящено много книг.

Появились многочисленные публикации в различных журналах, описывающие это явление с психологических, педагогических и просветительских позиций.

Следует сказать, что в этом столетии данным феноменом стали интересоваться и ученые (см., например, [38-39]).

Можно с уверенностью полагать, что Человек в плане всеобщего, особенного и единичного, являясь посредником между компонентами Универсума, подвергается циклическому обновлению. Это явление подлежит глубинному исследованию с целью выявления его сущностей и форм.

Другим поражающим воображение феноменом являются "солнцееды", люди, питающиеся солнечной энергией, количество которых на земле достигло 30 000 [40].

Интерпретация Человека в плане всеобщего, особенного и единичного как посредника между компонентами Универсума, установление наличия в РЧ биологической, символической и физической составляющих указывает на полезность изучения рассмотрения данного явления как проявления глубинно заложенных в Человеке программ.

Изложенное мною выше свидетельствует о том, что эти два феномена следует рассматривать как индикаторы нового этапа эволюции ЧР, РЧ, и их видов, а также человечества, СИ, мирового сообщества.

Перейдем теперь к выявлению детерминант развития экономики в XXI веке.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>