Полная версия

Главная arrow Философия arrow Метафизика организационного поведения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Свойства и технологические признаки постиндустриальной цивилизации

Обратимся теперь к рассмотрению постиндустриальной цивилизации, которая неожиданно возникла и стала развиваться в конце ХХ века. Первым ее свойством является субъектно-субъектное регенерационное отношение к Природе. Выход за пределы познания КЧ говорит об ущербности его абсолютизации (см., например, [34]). Раскрытие ЧР как высшей ноуменальной реальности говорит о том, что между ним, его представителями и природой должны быть субъектно-субъектные отношения.

Второе ее свойство состоит в направленности мышления Homo на системное и синтетическое изучение ЧР, РЧ, их видов, Природы, Вселенной; обобщение всего позитивного и негативного в эволюции и инволюции Homo. Разработка модели духовной сферы вывела меня на выявление системы высших нравственных принципов, к которым относятся благо и красота, свобода и ответственность, любовь и творчество. Эти принципы задают гармонию между альтруистическим и эгоистическим началами в РЧ (см. [2, третья глава]). Осознание этих принципов будет весьма полезным для продуктивного развития постиндустриальной цивилизации, экономики товаров и услуг и других СИ.

Рассмотренные выше свойства оказывали и будут оказывать положительное воздействие на принятие во внимание услуг как первичного продукта; научных знаний "как" и экспертных знаний как первоначального фактора производства и методологии деятельности, живого созерцания и общения как результата образования.

Третье свойство включает в себя использование пола как ноуменального признака в деятельности различных институтов и органов культуры, науки, экономики, общества и государства, что, несомненно, приведет к разработке новых технологий воспитания, обучения и социализации, основанных на заданности мужчин и женщин.

Принятие во внимание связей между такими видами РЧ, как молодежь, потенциал которой направлен на инновации, среднее поколение и поколение золотого возраста, нацеленное на обновление традиций, является четвертым свойством постиндустриальной цивилизации. Данное свойство было замечено в ФРГ, где функционирует министерство межпоколенческих связей. Постановка задачи модернизации экономики в нашей стране указывает на необходимость установления, если так можно выразиться, оптимальных связей между поколениями, поскольку без передачи бесценного опыта представителей золотого возраста инновационному поколению развитие данного СИ будет тормозиться.

К пятому свойству относится равноправное взаимодействие Homo и общества, нацеленное на развитие многомерного социального человека, повышение качества жизни людей, совершенствование существующих и формирование новых форм демократии, развивающейся снизу. В этой связи формирование эффективной системы местного самоуправления трудно переоценить.

Экономика товаров и услуг с различными формами собственности, обладающая потенциалом стать духовно-ориентированной формацией, формирует шестое свойство постиндустриальной цивилизации, что оказывает воздействие на осмысление государства как непосредственного социального менеджера и общество как опосредованного социального менеджера.

Активное и постоянное взаимодействие мировой культуры и локальных культур является седьмым свойством постиндустриальной цивилизации.

Реализация на практике свойств с четвертого по седьмое будет позитивно воздействовать на изменение отношений к человеку как материально-ментально-духовному образованию в метафизическом, экологическом и эргономическом плане. Одновременно будет увеличиваться роль Homo как творца, формироваться понимание общества как непосредственного политического и социального менеджера по отношению к государству и опосредованного социального менеджера по отношению к экономике. Несомненно, будет повышаться и значимость государства как непосредственного социального менеджера.

Восьмым свойством постиндустриальной цивилизации является высокоскоростная передача и обработка информации, что привело к появлению и распространению новых информационных, наукоемких, организационных, производственных и других технологий [35, c. 94-103]. Кардинальные перемены в жизни общества ставят проблему изменения отношения к весьма противоречивому потенциалу человеку, поскольку интеллектуализация технологических процессов требует одухотворения окружающей среды. Возникла огромная потребность в стимулировании в Homo sapiens творческого полового отбора и максимального ограничения вырожденного естественного отбора. В связи с этим происходящие в жизни людей вызывают необходимость переосмысления направленности самого общества, оно должно стать личностно-ориентированным обществом, обществом мудрости. Современная трактовка общества как информационного, идущая с Запада, и ориентированная на технологизацию процессов, не принимает во внимание творческую природу человека, в которой его духовность является системоопределяющим признаком. В этой связи нетрудно заметить, что свойства постиндустриальной цивилизации говорят о примате духовных и интеллектуальных начал в направленности деятельности всех СИ.

Рассмотрим теперь технологические характеристики постиндустриальной цивилизации (см. табл. 1.1.1).

Таблица 1.1.1.

Сопоставление технологических признаков аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации [9]

Технологические

характеристики

Виды цивилизации

Аграрная

Индустриальная

Пост-индустриальная

Первичный продукт

Пища

Товары

Товары и услуги

Первичный фактор производства

Земля

Капитал

Научные методы, знания "как" и экспертные знания

Ключевые

технологии

Ручные и

орудийные

Машинные

Организационные деятельностные информационные, наукоемкие

Отношение

к человеку

Феодальное

Технократическое

Экологическое и эргономическое (человек и окружающая его природа - мера всех вещей)

Роль человека

Мастеровой

Оператор

Творец

Ключевой результат

образования

Опыт и навыки

Научные знания

Методология деятельности, живого созерцания и общения

Если в аграрной цивилизации первичным продуктом была пища, в индустриальной - товары, то в постиндустриальной цивилизации - товары и услуги. Судя по первому признаку (первичный продукт), постиндустриальное общество полностью становится лицом к человеку, потребности и предпочтения которого диктуют праву, обществу и государству оптимально решать возникающие проблемы экономики, науки и культуры. В связи с этим резко меняется и первичный фактор производства. В аграрной цивилизации им является земля, в индустриальной - капитал. В постиндустриальной цивилизации первичным фактором производства становятся методы, научные знания "как" и экспертные знания. Нетрудно прийти к выводу, что человек начинает выступать не как простой оператор, а как активный творец социума.

Обратимся теперь к ключевым технологиям. В аграрной цивилизации ими были ручные и орудийные, в индустриальной - машинные технологии. Постиндустриальная цивилизация переходит на организационные, деятельностные, информационные, наукоемкие технологии. Очевидно, что новая цивилизация очеловечивается, потребности и предпочтения человека начинают диктовать переход к верховенству человеческого фактора и природы во всех проявлениях политической, общественной, культурной и экономической жизни.

Остановимся на характеристике "отношение к человеку". Здесь четко прослеживается действие диалектического закона "отрицание отрицания" или в терминах синергетики - проявление свойства самоорганизации. В феодальном обществе наблюдалось божественное отношение к своей профессии. Оно было сведено к минимуму технократическими технологиями в индустриальном обществе. В постиндустриальной цивилизации происходит синтез по Гегелю. Это означает создание новой системы требований путем отрицания технократических технологий и выход на новую максиму "человек и окружающая его природа -- мера всех вещей". Можно утверждать, что в этом случае экологическое и эргономическое мировосприятие становится главенствующим.

Подобным же образом можно проинтерпретировать характеристику "роль человека". Если в аграрной цивилизации человек был мастеровым, в индустриальной цивилизации - оператором, то в постиндустриальной цивилизации происходит возврат к мастеровому на новом уровне знаний о творческом процессе и роли человека-творца.

Рассмотрим теперь раскрытые выше технологические характеристики постиндустриальной цивилизации в их взаимосвязи, взаимодействии и взаимосодействии в контексте метафизической методологии научных исследований. Кардинальные перемены в реальном секторе развитых стран привели к тому, что Духовное начало становится верховенствующим в деятельности деловых организаций. Разразившийся МФЭК оказал весьма деструктивное воздействие на разрушения продуктивных для коммерческих предприятий связей между коллективом и личностью.

Перейдем теперь к ключевому результату образования. Аграрная цивилизация была нацелена на формирование опыта и навыков, индустриальная цивилизация - на научные знания. Постиндустриальная цивилизация в отличие от предыдущих начинает переходить от навыков, умений и научных знаний к формированию у профессионалов методологии деятельности, живого созерцания и общения с учетом верховенства Духовного начала.

Рассмотрение технологических признаков постиндустриальной цивилизации указывает на подтверждение установленного ранее вывода о том, что ЧР и его виды, РЧ и его виды становятся исходными моментами изучения СИ и критериями оценки их деятельности, а КЧ начинает играть ведущую творческую роль в организациях различного вида.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>