Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ

Философия культуры

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественно-природными причинами. Слово культура, начиная с античности, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Третье основное значение слова культура - поклонение, почитание. Оно отражает связь с религиозными культами и высшее, надбиологическое, духовное начало, ценности человека.

Термин культура обозначает всю сумму достижений и институтов, отличающих жизнь человеческого общества от жизни природы, животного мира. Культура способствует защите человека от природной стихии и урегулированию отношений между людьми.

Сложились разные подходы к исследованию культуры, которые охватывают различные аспекты.

  • 1. Аксиологический подход определяет культуру как совокупность духовных и материальных ценностей.
  • 2. Социологический подход рассматривает культуру в качестве социального института, который транслирует всю совокупность правил и норм человеческой деятельности.
  • 3. Семиотический подход представляет культуру как систему знаков. В качестве универсальной знаковой системы выступает язык, который организует социальное пространство и формирует устойчивое мировоззрение.
  • 4. Деятельностный подход определяет культуру как совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения и развития общества.

В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая модель (Вольтер, Руссо, Гольбах) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы - 2-я природа.

В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождался от власти природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные возможности на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте).

В марксистской философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму: культура понимается не как чисто духовное воспитание и просвещение индивида и общества, а как создание необходимых материальных условий для их всестороннего развития. Марксистское понимание культуры вскрывает прежде всего материальные, объективные закономерности ее развития.

Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове. Культура рассматривается в контексте субъективности, связанной с индивидуальностью человеческого сознания, постижением смысла и тайн бытия, загадок собственной души, стремлением оставить на земле плоды своей деятельности и т. д. Культура, в этом аспекте, представляет субъективно-личностное измерение исторического процесса.

Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, отвергая определяющую значимость материальных оснований культуры, отождествляют ее с понятием общества, цивилизации. По мнению Питирима Сорокина, общество составляет часть культуры. Основными же культурными системами выступают религия, философия, наука и искусство. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. П. Сорокин и А. Тойнби, рассуждая о движущих силах культуры, выделяли в качестве ее активного элемента «интеллектуальную элиту».

По мнению Сорокина, кризис культуры - это и есть цивилизация. Кризис - это утилитарный подход. Культ наслаждений, власть денег, моральный нигилизм, культ силы и насилия. Выход - в религиозно-нравственном возрождении через мученичество и альтруистическую любовь.

С точки зрения современного американского исследователя Маршала Маклюэна динамика культуры зависит от коммуникационных технологий. Он выделяет четыре эпохи в развитии культуры

  • 1. Эпоха дописьменного варварства. Магический мир слуха.
  • 2. Тысячелетие фонетического письма. Глаз в дополнение к слуху. Утрата сплоченности общества, утрата идивидуальности.
  • 3. Гутенбергова галактика - печатная информация.. Информационный взрыв, отрыв от традиции, индивидуальное постижение истины.
  • 4. Галактика Маркони - электронная цивилизация. Виртуальная среда существования, глобальная деревня, всеобщая связь и осведомленность.

Культура - это многоуровневое образование. Различают типы культуры: элитарная, массовая, субкультура, маргинальная, базовая культура.

Элитарная культура - это культуротворчество, профессиональное производство текста, создание канала «вечного».

Массовая культура - продукт широкого потребления - заполнение досуга, снятие напряжения, отвлечение людей от социальной активности и создание конформистских настроений.

Маргинальная культура - это конгломерат культурных ценностей промежуточных, пограничных слоев в результате миграций, этнокультурных и религиозных взаимодействий. Субкультуру представляют панки, рокеры, рэперы, эмо, готы и т.п. движения.

Базовая культура - это вся большая совокупность многообразных локальных культур, отличающихся профессиональными, религиозными, языковыми признаками, что обеспечивает динамику культуры в целом.

Культура обуславливает строение и функционирование общества, она носит открытый характер, отражает те изменения, которые происходят в жизни того или иного народа. Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности.

Понятие культуры включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений для создания новых ценностей. Материальная и духовная стороны теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, границы между ними являются подвижными.

Материальная культура - это совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности общества и ее результаты. Производство создает не только материальные условия для прогрессивного развития общества, но и духовные ценности, обеспечивающие процесс его активной творческой деятельности, мобильности и динамичности.

В процессе антропосоциогенеза на протяжении длительного времени ведущее место в культуре занимало обеспечение жизненного цикла человека, удовлетворение потребностей самосохранения человеческого рода. Первыми деяниями культуры, по мнению 3. Фрейда, были применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ, регламентация повседневного поведения. Постепенный переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему актуализировал культуру процесса производства. Изготовление орудий труда приобрело значение социальной потребности. Для обеспечения технологической деятельности понадобилась культура управления людьми, что обусловило появление власти и государственности. Формировалась культура общественных отношений - межэтнических, экономических, социальных, брачно-семейных, бытовых, межличностных, отношений общества и личности. Наконец, формировалась культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества и личности, выражающаяся в культуре знаний, языка, осмысления человеком своего места в мире и отношения к нему, осознания человеком целей и смысла жизни.

Духовная культура - это ценностная сфера сознания, в которую входят воспитание, образование и просвещение, наука, философия, религия, культура общения, дискуссий и т.д.. Подуровнями единой культуры являются физическая, экологическая, художественная культуры. В культуре выражен надбиологический характер бытия человека и общества.

Различаются «живая» культура - система ценностей, создаваемых в каждый момент жизни человека, и освоенная культура как воплощенная социальная память. Это открытия в науке и технике, творения архитектуры и скульптуры, произведения литературы, живописи, музыки, народного творчества и т.д.

Через культурные традиции происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. Культура выполняет коммунитарную функцию, обеспечивает социальное взаимодействия. Информативная функция культуры заключается в том, что она не только передает социальный опыт в пределах одного общества, но и содействует освоению ценностей других народов. Само развитие культуры во многом обусловлено коммуникацией с другими культурными системами.

Человекотворческая функция культуры проявляется в том, человек развивается под воздействием культурных ценностей и становится их носителем. В культуре есть механизмы (право, мораль, этикет), которые обеспечивают регуляцию поведения людей. Система ценностей способствует сохранению целостности этноса, его социальной и культурной жизни.

Культура способствует адаптации, приспособлению общества к изменениям в жизни, в мире, и взаимодействию с другими цивилизациями и культурами. Она аккумулирует общечеловеческие ценности, охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности, объединяет социальную, экономическую, политическую, духовную подсистемы общества.

Именно духовная культура (мораль, искусство, наука, религия, традиции и обычаи и др.) формируют мировоззренческие ориентиры, как отдельного человека, так и целого общества. Мораль выступает одним из способов регламентации отношений между людьми через совокупность нравственных норм, принципов и правил поведения. Древнейшей формой освоения человеком действительности является искусство. Именно в этой сфере индивид развивается как субъект и объект культуры, выявляются его умения, мастерство, эстетическое сознание, уникальность. Органической частью культуры является религия как форма общественного сознания, в которой воплощаются важнейшие социальные и моральные ценности.

В целом культура - это способ социальной жизни, исторически определенный уровень развития общества и человека, включающий в себя онтологическую (очеловеченный мир), праксиологическую (следствие творческой деятельности людей), гносеологическую (характеризует духовное, научно-познавательное освоение человеком мира), аксиологическую (система ценностей) и философско-антропологическую (уровень зрелости человека, проявление его сущностных сил и исторического предназначения) стороны.

Литература

  • 1. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - М., 1990.
  • 2. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. - М., 1995.
  • 3. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Собр.соч.: в 6 т. / В. Дильтей. - М., 2000. -Т. 1.
  • 4. История и философия культуры. - М., 1996.
  • 5. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб., 1996.
  • 6. Коллингвуд, Дж. Р. Идея истории. Автобиография историка / Дж. Р. Коллингвуд. - М., 1982.
  • 7. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М.Лотман. - М., 1992.
  • 8. Морфология культуры. Структура и динамика. - М., 1994.
  • 9. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. - М., 2001.
  • 10. Тавризян, Г. Техника, культура, человек / Г. Тавризян. - М.,1986.
  • 11. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб., 1998.
  • 12. Франк, С. Л. Духовные основы общества /С.Л.Франк. - М., 1992.
  • 13. Шпенглер, О. Закат Европы: В 2 т. / О. Шпенглер.- М., 1993, 1998.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ