Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Методы научного исследования; формы научного знания

Большую роль в развитии современной науки играет философия и методология научного исследования. Философия разрабатывает общую картину мира (модели реальности, которые способствуют развитию частнонаучной методологии). Из философской методологии ученые-исследователи берут принципы, мировоззренческие и ценностные установки, знания об общих закономерностях самого процесса познания, критериях истинности, принципах верификации, опровержения, подтверждаемости, фальсификации знания.

Метод - это способ, путь решения научной задачи, который опирается на совокупность имеющихся знаний и принципов, приемов и операций, соответствующих предмету и цели исследования. Главное предназначение метода заключается в обеспечении приращения знания. Метод важен для построения и обоснования научного знания.

В своем сочинении «Об уме» К. Гельвеций определил метод как средство, употребляемое для достижения поставленной цели. К. Маркс говорил, что не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. По мнению Л.Д. Ландау, метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым, еще более ценным открытиям.

Методология науки -- это учение о методах научно-познавательной деятельности, структуре и динамике научного познания. Методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, способы формирования нового знания в зависимости от исследуемого объекта, познавательных средств, целей и установок познающего субъекта. Методология выступает как самосознание науки, осознание путей эффективного решения познавательных задач.

Выделяют общелогические методы познания, используемые как на уровне эмпирического, так и теоретического исследования. К общелогическим методам относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, моделирование, аналогия и др.

Анализ -- мысленное или фактическое разделение предмета на его составные элементы и их изучение относительно целого. Синтез - процесс реального или мысленного объединения различных частей, свойств, признаков предмета (полученных в результате анализа элементов) в единую систему в целях получения нового, целостного знания.

Индукция - метод восхождения мысли от единичных фактов и опыта к их обобщению в выводах, правилах. Эмпирико-индуктивный метод обосновал Ф. Бэкон. Дедукция - движение процесса познания от общего к единичному. Рационалистически-дедуктивная методология разработана Р. Декартом. К. Маркс, изучая капиталистический способ производства, применил аналитико-синтетический способ познания, в котором переплетаются индукция и дедукция. Сначала он мысленно расчленил предмет на отдельные стороны (производство, обращение, распределение) и изучил каждую из них. Затем, объединив уже исследованные стороны, он получил знание о капитализме в целом.

Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом такой деятельности мышления являются абстракции. Особенно велика роль абстракции при изучении общества, где сила абстракции, по мнению Маркса, заменяет микроскоп и все прочие приборы.

Абстрагирование неких свойств и отношений объектов создает основу для их объединения в единый класс. Обобщение - логический прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов («клен» - «дерево» - «растение» - «живой организм»). Предел обобщения - философские категории. Обобщение связано с индукцией и абстрагированием.

Аналогия (от греч. analogia -- соразмерность) - прием познания, который на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Как правило, в науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта лидирующих наук. Например, физика XVII в. способствовала формированию аналогий в гуманитарном и биологическом знании. По аналогии с часовым механизмом рассматривался и человек.

Моделирование - такой метод познания, при котором изучение оригинального объекта осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Различаются модели материальные и идеальные. Материальные модели (муляжи) - вещественное воспроизведение исследуемого объекта (например, модели различных органов и тканей живого организма). Идеальные модели - это математические формулы логические символы, знаки и т. д. В современном познании компьютер способен моделировать самые разные процессы (например, колебания рыночных цен, курсы валют, динамику народонаселения, химическую реакцию и т. д.).

К основным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, сравнение, описание, измерение и эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленное изучение объектов, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (наблюдатель выступает участником изучаемого процесса). Наблюдение всегда организуется на основе определенной идеи, гипотезы, концепции, а отбираются только те его результаты (факты), которые либо подтверждают, либо опровергают исходные идеи. Интерпретация результатов наблюдения также осуществляется при помощи определенных теоретических положений.

Измерение есть установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры.

Сравнение - метод познания, заключающийся в выявлении сходства или различий в совокупности однородных объектов или таких же характеристик одного и того же объекта на разных ступенях его развития.

Описание - это фиксирование данных наблюдения и эксперимента с помощью естественного и искусственного языков, или в форме схем, таблиц и т.д.

Эксперимент - это воспроизведение объекта в искусственно созданных и контролируемых условиях (в том числе и мысленно). К постановке эксперимента прибегают, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета, естественным образом не всегда присущее ему. Воздействуя на предмет в специально подобранных (лабораторных) условиях, исследователь целенаправленно вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его. Как и наблюдение, научный эксперимент всегда направляется определенной идеей, гипотезой. В обществе применение эксперимента затруднено тем, что подвергаемые испытанию социальные объекты невозможно изолировать от других общественных явлений, что нарушает «чистоту» опыта.

На теоретическом уровне исследования наряду с общелогическими методами используются специфические рациональные методы, позволяющие проникать в сущность изучаемых явлений.

Один из таких методов - мысленный эксперимент, задача которого в построении абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности (в химии - это образы структуры вещества, в биологии - структуры клетки, ДНК, в математике -- образ окружности и т.д.).

В связи с математизацией науки все больше используются такие приемы теоретического познания, как идеализация и формализация. Идеализация - это метод мысленного конструирования идеальных объектов, не существующих в действительности и материальная форма реализации которых невозможна (идеальные типы М. Вебера в социологии, модель экономического развития, «идеальный газ», «параллельные линии» и др.).

Метод формализации заключается в построении абстрактно-математических моделей, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Формулы заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Это позволяет установить структуру и закономерности сферы реальности.

Аксиоматический метод - это способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся аксиомы - не требующие доказательства положения, а из них все остальные утверждения этой теории выводятся логически, посредством доказательств. Аксиоматический метод применяется, прежде всего, в математике, а в ходе математизации науки - в естествознании, экономических науках, социологии и т. д. Любая теоретическая система, доказывал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: непротиворечивости (логическая согласованность принимаемых в теории высказываний, соответствие законам формальной логики) и опытной экспериментальной проверяемости.

Специфическим методом построения теоретических знаний в экспериментальных науках является гипотетико-дедуктивный метод, заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Теоретическое познание, нацеленное на выявление существенных связей и зависимостей, постоянно обращается к методу восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, выделяет главный аспект изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как он видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, взаимодействия и в результате проникает в сущность изучаемого объекта. Этот метод используется и в естественных, и в общественных науках. Познание движется от чувственно-конкретного к абстрактному и затем вновь к конкретному.

Существуют объекты (например, становление Вселенной, возникновение человека и т. п.), которые не могут быть воспроизведены в опыте. Изучение сложных развивающихся систем предполагает использование исторического и логического методов исследования.

Исторический метод основан на прослеживании истории реального процесса возникновения и развития объекта во всей ее полноте и многообразии, обобщении эмпирического материала и установлении на этой основе общей исторической закономерности. Задачей такого исследования является раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их последовательности и смены одних стадий развития другими. Без исследования генезиса невозможно понять характер геологических, исторических и других процессов. В наибольшей степени генезисно-исторический подход применим к обществу, в исследовании истории общественных слоев, государственных институтов, культур. Принцип историзма означает обусловленность настоящего и будущего прошлым; рассмотрение явлений как в контексте общего мирового развития, так и специфики той или иной страны.

Исторический метод органично перерастает в логический, который фиксирует объективную логику развития событий, отвлекаясь от конкретно-исторических особенностей. Основу логического метода составляет изучение процесса на высших стадиях его развития, не обращаясь к конкретной истории. В ходе логического анализа исследование более поздних и развитых форм процесса дает ключ к пониманию и изучению ранних его форм.

Развивающиеся системы характеризуются переходом от одного относительно устойчивого состояния к другому состоянию с новой организацией элементов и саморегуляцией. При переходе возникают состояния неустойчивости (точки бифуркации), когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Поэтому оказывается невозможным такой же однозначный просчёт и прогноз будущего состояния системы, какой применим к малым закрытым механическим системам. Приходится разрабатывать сценарии возможных линий развития системы в точках бифуркации. Реализация одной из множества возможностей ведёт к необратимым последствиям. Но объект с такими свойствами принципиально отличается от объектов, с которыми имело дело прежнее естествознание. Такой объект обладает свойствами тех систем, которые изучаются историческими и гуманитарными науками. Поэтому естествознание всё чаще обращается к методам исторической реконструкции, например, в современной космологии и астрофизике, которые стремятся воспроизвести этапы эволюции метагалактики как исторически развивающегося уникального объекта.

Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем требует перестройки идеалов и норм исследовательской деятельности. Так, меняются представления об эксперименте и его воспроизводимости применительно к развивающимся системам. Эмпирическое исследование уникальных развивающихся систем может осуществляться методом вычислительного эксперимента на компьютере и выявлять многообразие возможных структур, которые способна породить система.

Среди объектов современной науки особое место занимают системы, включающие в себя человека, «человекоразмерные» комплексы. Таковы, например, медико-биологические, экологические объекты, в том числе биосфера в целом, объекты биотехнологии (в первую очередь генной инженерии), системы «человек-машина» и т.п. При их изучении необходимы ограничения и запреты на эксперименты, затрагивающие этические, гуманистические ценности. Исследование лишается своей ценностной нейтральности. Таким образом, современная цивилизация достигла такой стадии развития, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении направлений, методов и возможностей научных исследований.

Научные знания выступают в форме фактов, идей, проблем, гипотез, законов, принципов, теорий.

Факт - основная форма эмпирического знания, истинность которого определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента. Нужно различать три основных значения понятия «факт» (от лат. Factum - сделанное, свершившееся). Во-первых, фактами называются наблюдаемые и описываемые фрагменты действительности, объективные события. Во-вторых, факты - это знания о каком-либо событии, явлении, достоверность которых доказана (синоним истины). В-третьих, факты существуют в форме предложений, в которых фиксируется эмпирическое знание, полученное в процессе наблюдений и экспериментов. Второе и третье значение выражается понятием «научный факт». Научным факт становится при условии включения его в логическую структуру конкретной системы знаний в качестве ее элемента.

Идея - понятие, обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Идея - это мысль, достигшая высокой степени объективности и конкретности. Идея выступает в качестве принципа объяснения явлений.

Проблема - поисковая форма научного знания, представляющая собой теоретически сформулированное противоречие, разрешение которого может быть достигнуто посредством познавательной деятельности, направленной на неизвестные стороны, свойства объекта или явления в целом. Проблемы возникают, по мнению К. Поппера, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Разрешение одной научной проблемы ведет к появлению новых проблем, ибо расширение круга знаний сопровождается увеличением области неизведанного. На это обратил внимание древнегреческий философ Зенон.

Проблема есть единство неизвестного и известного, незнания и знания. Без постановки вопросов целенаправленный научный поиск невозможен, а без ответов на поставленные вопросы, без решений проблем наука останется лишь собранием предположений. Даже мнимые проблемы, основанные на ложных посылок, приводя к негативному результату, в конечном счете снимают тот или иной вопрос и способствуют научному прогрессу (например, отвергнутая проблема вечного двигателя способствовала утверждению идеи, что для получения движения нужна энергия).

Гипотеза - это утверждение о реальности, истинность или ложность которого должен показать эксперимент. Обоснование и доказательство гипотезы превращает ее в теорию.

Теория - это целостная, внутренне дифференцированная система знания (наука), которая обобщенно отражает закономерности, сущностные характеристики и связи определенной области действительности. Исходные положения теории - аксиомы или постулаты. Из них все остальные утверждения должны выводиться логическим путем на основе принимаемых правил вывода и определения.

Закон - форма знания, отражающая необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе, обществе и мышлении. Принцип - форма знаний, представляющая собой руководящую (основополагающую) идею систематизации результатов познания, основные правила познавательной и практической деятельности.

Среди методологических тенденций XX в. нужно выделить теории научных парадигм и синтагм Философское обоснование теории парадигм (от греч. - пример, образец) выдвинули в 1960-е годы американские философы науки Т. Кун и С. Тулмин. Парадигма является основанием выбора проблем в той или иной дисциплине в определенную историческую эпоху. В характеристику парадигмы входят: общепринятые в данном сообществе ученых методологические требования и ценностные установки; общепринятые образцы, по которым «изготавливаются» научные описания и объяснения, а также базисные примеры решения конкретных научных проблем.

Парадигма способна успешно решать типичные научные задачи в изолированных друг от друга областях (механике, физике, химии, астрономии и т. п.). Наука эволюционирует, пока не обнаруживаются факты, не поддающиеся объяснению с помощью теорий и гипотез, сложившихся на основе привычной парадигмы. Тогда наступает кризис, а затем и научная революция, вследствие которой старая парадигма заменяется новой (атомизм, Гелиоцентрическая система, квантовая теория, теория относительности Эйнштейна).

Обнаружилось, что для разработки ряда теорий (например, искусственного интеллекта, компьютеров) необходимо в одном комплексе объединить разнородные знания, относящиеся к физике, химии, лингвистике, психологии, нейрофизиологии, социологии, логике, философии и т. д. Так приобретает актуальность синтагма (от греч. - соединенное). Это система знаний, построенная из неоднородных подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса сложных задач, не поддающихся решению на основе какой-либо одной или нескольких научных дисциплин.

Итак, в науке важен правильный выбор методологии исследования. Это - залог истинности знания. На эмпирическом уровне познания происходит описание наблюдаемых явлений и экспериментальных данных, систематизация, классификация, обобщение фактов. Теоретическое познание основывается на эмпирических данных, фактах, обобщая которые, ученые постигают сущность, внутренние связи и закономерности исследуемых объектов.

Литература

  • 1. Берков В.Ф.Философия и методология науки / В.Ф. Берков. - Минск, 2004.
  • 2. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. - М., 1956.
  • 3. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. - Спб., 1996.
  • 4. Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.
  • 5. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. - СПб., 1999.
  • 6. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - М., 1998.
  • 7. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С.Степин. - М., 1992.
  • 8. Филатов В.П. Наука и мир человека / В.П. Филатов. - М., 1990.
  • 9. Фролов, И. Т. Этика науки / И.Т.Фролов, Б.Г.Юдин. - М., 1986.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>