Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Лекция 8. Теория познания и философия науки

Основные понятия: наука, познание, субъект и объект познания, чувственное и рациональное познание, релятивизм, эмпирический и теоретический уровни познания, дедукция, индукция, теория, факт, проблема, гипотеза, общелогические приемы исследования, парадигма, синтагма, научная картина мира.

Наука как деятельность, социальный институт и система знания

Наука (греч. - episteme, лат. - scientia) - это особый вид познавательной деятельности, направленной на формирование, теоретическое обоснование и систематизацию объективных знаний о природе, человеке, обществе и самом познании. Наука также является социальным институтом, организующим деятельность ученых, обеспечивающим функционирование специальных норм и способов организации научно-исследовательского поиска.

Исторически наука происходит от повседневного рефлексивно-опытного знания, практической деятельности людей (ремесел, торговли) искусств, и т.п. Подготовительным этапом развития науки (сбора сведений, фактов, выводов при наблюдении за явлениями природы и т. п.) были древняя синкретическая протонаука, вненаучные знания (алхимия, астрология, траволечение и т.п.).

Наука, как единая, хотя и многоотраслевая, развивающаяся система знаний о законах мира, возникнув из жизненной практики, постепенно превзошла практику по освоению новых объектов реального мира, благодаря специальному инструментарию и особым методам накопления, систематизации знаний, построению моделей и формул изучаемых объектов. Важными компонентами любой дисциплинарной сферы науки являются: 1) субъект науки, учёный как отдельный исследователь, научный коллектив, научное сообщество; 2) объект науки (предмет, предметная область научной дисциплины); 3) система методов и приёмов, обусловленных их предметами; 4) свой язык - естественный или искусственный - категориальный аппарат (термины, знаки, символы, формулы и т.п.).

Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности явлений, того, что не дано непосредственно чувствам. Она рациональна, реальные объекты трансформирует в мыслимые посредством логики рассуждений, расчетов, схем. На языке науки знания фиксируются в форме абстрактных понятий, выражающих объективные законы явлений.

Наука использует специальные методы исследования, призванные направлять научный поиск. Она допускает критический пересмотр знаний с целью установления объективной истины как высшей ценности науки. В процессе научного познания применяются специальные инструменты, аппаратуру (телескопы, микроскопы, фото и видеокамеры, химические реактивы, экспериментальные установки), материальные средства, призванные обеспечить объективный результат познания.

Основаниями науки выступают: идеалы, нормы и принципы, служащие нормативной основой исследования. Существенным признаком научного познания является его системность и концептуальность. Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках науки, функционирует как исследовательская программа, которая целенаправляет научный поиск и определяет выбор средств решения поставленных задач.

На первом этапе развития науки (классическом) идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. На втором этапе (неклассическом) происходит отказ от прямолинейного онтологизма, развивается понимание относительной истинности картины природы. 3. На третьем этапе (постнеклассическом) имеет место осмысление исторической изменчивости не только онтологии, но и самих идеалов и норм научного познания. Наука осмысливается в контексте социальных условий и социальных последствий. Обосновывается допустимость и необходимость включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении ряда сложных системных объектов (например, теоретическое описание экологических процессов, обсуждение проблем генной инженерии).

Научное познание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, а реальность, факты выступают предметом исследования.

Для научного познания обязательны строгая доказательность, логическое обоснование и достоверность полученных выводов, опытная проверяемость результатов, практическая эффективность научных теорий.

Главные факторы, обуславливающие развитие науки следующие.

1) Развитие самого человека, его потребностей и, соответственно, производства. Развитие общества и рост общественных потребностей.

Вместе с тем наука развивается и по своим законам.

  • 2) Сочетание преемственности и новизны научных знаний (сохранение положительного содержания старых знаний в новых теориях).
  • 3) Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов научных революций. Т. Кун исследовал проблему научных революций. Научная революция имеет разрушительную сторону - освобождение от устаревших представлений - и созидательную - формирование новых взглядов (научная новизна), удержание старых ценных знаний (преемственность). При этом обогащается понятийный аппарат, создаются новые теории, меняются методы познания, стиль научного и философского мышления. Первая крупная революция в науке (в естествознании в ХУ-ХУП вв.), разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т. е. создала классическую (механистическую) картину миропонимания. Вторая глобальная научная революция связана с эволюционным учением Дарвина, клеточной теории, открытием закона сохранения и превращения энергии, менделеевской системы химических элементов (XIX в.). Было воздвигнуто неклассическое естествознание. Третья революция в науке произошла на рубеже XIX-XX вв. Теория относительности Эйнштейна, и другие исследования показали, что мир сложен и что сознание человека включено в восприятие действительности. Пространство многомерно, время не линейно, они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. В современную эпоху осуществляются новые радикальные изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобальной научной революции, в ходе которой рождается постнеклассическая наука. Если на классическом этапе науки осваивались преимущественно малые системы, на неклассическом - сложные саморегулирующиеся системы, то постнеклассическая рациональность проявляется при переходе к исследованию сложных исторически развивающихся систем.
  • 4) Сочетание процессов дифференциации (выделение новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединение достижений разных наук и их методов).
  • 5) Расширение процессов информатизации. Нынешняя революция в сфере информационных технологий и средствах связи обеспечила принципиально новый уровень обработки, получения, передачи и хранения информации.

Наука как деятельность представляет собой специально организованный процесс формирования достоверных знаний, осуществляемый специально подготовленными для проведения исследований людьми - учеными. Наука - это форма творческой духовной деятельности специалистов разных сфер и уровней, направленная на постижение истины о природе и человеке. Прогресс науки, - отмечал Пастер, - определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий.

В науке очень важно индивидуальное творчество, уникальные особенности мыслительной деятельности творцов науки. Но наука требует и сотрудничества многих специалистов разных сфер. Нынешние междисциплинарные исследования убеждают, что всякое открытие и достижение есть плод коллективных усилий. Любой ученый опирается на достижения своих коллег, на совокупную память человечества.

В этом плане важен этический аспект научной работы. Р.К. Мертон (р. 1910) назвал следующие ценности науки: а) универсализм - истинность утверждений независимо от возраста, пола, авторитета, титулов, званий авторов; б) открытость знаний для дальнейшего использования; в) бескорыстность; г) организованный скептицизм, т. е. ответственность ученых за доброкачественность достижений. В целом, важнейшими нормами научной этики являются: отрицание плагиата, фальсификаций данных эксперимента; бескорыстный поиск и отстаивание истины; результат должен быть новым знанием, логически, экспериментально обоснованным.

В нынешнюю эпоху обострения глобальных проблем и техногенных катастроф усиливается актуальность вопроса о пользе и вреде достижений ученых. Проблема соотношения истины и добра переросла в проблему связи свободы и ответственности в деятельности ученых, в проблему комплексного учета неоднозначных последствий развития науки. Например, в 1975 г. ведущие ученые мира заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных для жизни на нашей планете. Оправданы только те научные решения, которые основаны на достаточной информации, высоком уровне профессионализма, и на учете социальных и моральных последствий.

Наука как социальный институт представляет собой совокупность специализированных учреждений, союзов, школ, творческих групп, которые занимаются организацией, контролем, прогнозированием исследований, фиксацией и распространением (внедрением) научных знаний.

Как целостная органическая система (социальный институт) наука сложилась в XVI-XVII вв., в эпоху становления капитализма в Западной Европе, в связи с развитием промышленности, торговли, строительства, горного дела, мореплавания, ростом масштабов практического использования научных знаний в производстве, необходимостью систематической подготовки научных кадров. Появились профессия ученого, ученые авторитеты, сформировались научные школы. Наука стала самостоятельной, дисциплинарно организованной (по отраслям) сферой общества и фактором его прогресса.

Современная организация науки простирается от университетских кафедр до промышленных лабораторий. Ее развитие определяют запросы производства, потребности экономики, государственные приоритеты, а также собственно интеллектуальные, философские, религиозные и др. факторы.

Как форма общественного сознания наука есть отражение реальности в системе знаний, то есть в целостном, развивающемся единстве всех составных элементов (научных фактов, понятий, гипотез, теорий, законов, принципов и т.д.). Эта система постоянно обновляется благодаря деятельности ученых. Ныне наука состоит примерно из 14 тыс. различных предметных дисциплин.

Система научных знаний складывается из множества отраслей, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, обществе - общественные (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельные группы составляют технические науки и математика. Каждая группа наук имеет свое внутреннее деление. В структуре науки выделяются три слоя: 1) всеобщего знания -- философия и математика; 2) частно-научного знания, охватывающего объекты одной из сфер бытия; 3) междисциплинарного интегративного знания - общая теория систем, кибернетика, синергетика (XX в.).

Таким образом, наука исторически сформировалась как особая сфера деятельности людей, специфический социальный институт и сложно дифференцированная, специализированная и разветвленная система знания, состоящая из многих сотен научных дисциплин.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>