Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Познание как творчество; познание как постижение истины

Цель познания - достижение истины. Помимо чувственного и рационального начал, познание включает в себя память, воображение, волю, желания, нормы, ценности. Познание осуществляется в русле осознанной и неосознанной деятельности, творчества и интуиции, веры и разума. Познание носит творческий характер. Для получения нового знания, открытия, не всегда достаточно уже имеющихся научных наработок. Часто возникает потребность в новом решении, которое может возникнуть в результате творческого озарения. Х.-Г. Гадамер в своей работе «Истина и метод» говорит о невозможности достижения истины лишь методологическими средствами: важнейшими способами раскрытия истины являются искусство, философия и история.

Творчество - это процесс решения сложных задач, принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости.

Важнейшим из механизмов познания как творчества является интуиция. Интуиция - это познавательная способность, которая позволяет установить истину непосредственно, минуя логические процедуры рассуждения, обоснования, доказательства.

Представления об интуиции возникли еще в античности. В истории философии и науки ее природа и соотношение с другими познавательными способностями осмыслялись по-разному. Платон понимал под интуицией способность разума к непосредственному созерцанию «идей», «внезапное сверхчувственное озарение». Р. Декарт рассматривал ее как свойство ясного ума, «прочное понятие,… порождаемое лишь естественным светом разума» и противопоставлял ясность и отчетливость интуитивного усмотрения истины ненадежности свидетельств чувств.

Л. Фейербах, напротив, трактовал интуицию как «безоговорочно несомненное, ясное» чувственное созерцание. В.С. Соловьев указывал, что интуиция -- непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть «сущностное видение» (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества. А. Бергсон говорил об инстинктивной природе интуиции.

Мы получаем и используем гораздо большее количество информации, чем в состоянии осознать. Современные науки считают, что в процессе интуитивного постижения задействованы все формы познавательной деятельности (чувственные образы, логические рассуждения и др.), однако в данном случае они не осознаются, представлены в свернутом, сжатом виде, что обуславливает необычайную быстроту, мгновенность интуитивных озарений.

Интуиция соединяет в себе рационально-логические и чувственно-иррациональные моменты познания. В структуре интуитивного акта выделяют этапы: а) инкубационный период, предполагающий накопление в сознании образов, идей, абстракций; б) неосознаваемое перекомбинирование и систематизация накопленной информации; в) более полное и точное уяснение задачи, которую необходимо решить; г) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого решения в форме интеллектуального прозрения.

Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве и т. п. Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Известные открытия были сделаны посредством интуиции: закон Архимеда, закон всемирного тяготения Ньютона. Идея периодической таблицы химических элементов озарила Менделеева во сне. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера.

Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи.

Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда оно предчувствуется.

Воображение в познании также играет некоторую роль. Невозможно прийти к какому-нибудь открытию, не представляя себе (воображая) его результат. Ряд научных открытий имел место, в том числе, и благодаря воображению. Хотя, чрезмерное увлечение воображением несёт в себе опасность утратить связь с реальностью. Поэтому воображение следует «обуздывать». Возможно также, что новый проект на самом деле уже был предложен ранее. По словам А. Эйнштейна, невозможно в науке предложить что-то новое, до чего уже не додумался кто-то из философов.

Интуиция и воображение могут подводить. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения логикой. Это залог движения к истине. Цель познания - истина. А представлений о ней также много.

Классическое (традиционное) понимание истины идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Эта теория получила название корреспондентской.

Корреспондентская теория истины является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако, она уязвима из-за того, что многие ситуации и процессы слишком сложны, текучи и не поддаются прямому наблюдению для сопоставления утверждений с действительностью, а полный перевод теоретических положений на язык наблюдений часто невозможен. Недостаточно глубоким было решение проблемы критерия истины, так как истинное знание оказалось многообразным по формам, зависящим от характера познаваемой действительности, характера субъекта и выбранных познавательных средств (инструментов и форм познавательной деятельности). Стремясь обойти эти трудности, Гегель утверждал, что истина заключается в самом развитии, в его движении.

Возникшие проблемы стимулировали развитие теории познания в двух направлениях: 1) усовершенствовать и развить классическую теорию и 2) предложить другую, неклассическую теорию истины.

В первом направлении движется диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины.

Объективная истина - это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, она надисторична. Абсолютная истина - это точная констатация фактов; окончательное знание о каком-то аспекте действительности, содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания и, наконец, недостижимый идеал полного, законченного знания о мире.

Абсолютная истина складывается из истин относительных. Конкретность истины означает, что точно описаны условия, место и время наблюдения какого-то явления. Например, утверждение «вода закипает при температуре 100 градусов по Цельсию» верно только при нормальном атмосферном давлении.

Диалектико-материалистическая концепция предложила в качестве критерия истины категорию общественно-исторической практики. Истина - не просто то, что наблюдается нами, а то, что проверяется и подтверждается многократно в деятельности людей в процессе общественного развития.

В рамках второго направления, критически оценивающего классическую концепцию истины, были обоснованы ее неклассические альтернативы.

  • 1. Когерентная (от лат. cohaerentia -- связь) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.) возникла в связи с тем, что многие научные идеи (например, математические абстракции) очень трудно сравнивать с действительностью. Согласно этой концепции, утверждение считается истинным, если оно получено по строгим логическим правилам из других предложений, ранее признанных истинными, т. Е. не противоречит истине.
  • 2. Прагматическая (от греч. pragma -- дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, П. Бриджмен и др.). В ней мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и которых добивается человек в практической деятельности.
  • 3. Конвенционалистская (от лат. conventio -- соглашение) концепция истины (Ж. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В ней истина понимается как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.
  • 4. Плюралистическая - концепция множественности истин. Исходя из объективной сложности познаваемого предмета, множественности его свойств, связей и т.д., эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же явлении. Каждая из них частично верно отражает предмет и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.

Истина выражает не только результат верного постижения действительности в сознании человека, но и способ реализации его целей на основе оценочного отношения к объектам бытия.

Истина представляет собой теоретическую форму разрешения противоречия между субъектом и объектом. В структуре знания выделяются два слоя: 1) зависящий от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, способа переработки информации, языка, и 2) зависящий от объективной реальности, отражаемой познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу, что зафиксировано в философских размышлениях. Открытие, отметил Д. И. Писарев, есть встреча между вечным явлением и вечным умом человечества. Если бы Уатт не открыл двигательную силу пара, то ее непременно открыл бы кто-нибудь другой, потому что эта сила существовала в доисторические времена. По мнению В. С. Соловьева, истина «является для ума первоначально как субъективная идея, как мысль. Ум сталкивается с фактами. Они противоречат мысли и этим уже доказывают свою объективную действительность и силу».

Будучи характеристикой человеческого знания, истина существует в субъективной форме. С точки зрения объективного содержания знания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. По, Гегелю, истина - это объективность, тождественная понятию, истина -- это понятие (образ, теория), в котором наиболее полно выражен постигаемый объект с учетом возможностей субъекта.

Познание выступает как длительный исторически обусловленный процесс. Например, в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. На самом деле светила Солнечной системы движутся. В учении Коперника утверждалось, что центром планетарной системы является Солнце, а планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Доля объективного содержания знания возросла. Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам. Современная астрономия вычислила траектории и законы вращения планет еще точнее. Итак, с каждым новым открытием полнота объективной истины возрастает.

Истинным считается знание, которое сохраняет свое значение, не опровергаясь, но совершенствуясь и конкретизируясь, обогащаясь новыми фактами, новым содержанием, в ходе развития науки. Каждая относительная истина - ступенька, приближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю абсолютной. Например, механика И. Ньютона не отрицается окончательно теорией относительности А. Эйнштейна, она вошла в состав этой теории как ее частный случай. Вместе с тем, теория относительности показала границы, конкретные условия, в которых классическая механика работает.

Истинны элементарные знания, которые носят постоянный характер. Например, 2 х 2 = 4. Истиной полагается некий гносеологический идеал конечной истины (в конечной инстанции). Это непостижимая истина о Боге, например. Истиной являются некие фактические знания об отдельных процессах и явлениях, достоверность которых не подлежит сомнению, как то, что день сменяет ночь, луна имеет четыре фазы.

Помимо эмпирических (опыт, практика) и рациональных (логические, теоретические), имеются еще и такие критерии истины, как простота, красота, внутреннее совершенство знания. Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение истины в себе в истину для науки невозможно без дискуссий.

Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соответствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, - считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине.

Итак, суть познания составляет адекватное отражение действительности, позволяющее человеку ориентироваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершенствовать самого себя. В процессе познания доминирует творчество, а в результате познания - образе - зафиксировано отображение изучаемого объекта.

Литература

  • 1. Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В.Ильин. - М., 1993.
  • 2. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. - М., 2005.
  • 3. Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.
  • 4. Познание в социальном контексте. - М., 1994.
  • 5. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. - СПб., 1999.
  • 6. Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Б.Рассел. - Киев, 1997.
  • 7. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - М., 1998.
  • 8. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С.Степин. - М., 1992.
  • 9. Филатов В.П. Наука и мир человека / В.П. Филатов. - М., 1990.
  • 10. Фролов, И. Т. Этика науки / И.Т.Фролов, Б.Г.Юдин. - М., 1986.
  • 11. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - Киев, 1996.
  • 12. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>