Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Проблема сознания

Сознание - это высший уровень духовной активности человека как мыслящего существа, его способность фиксировать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с внешними факторами. Сознание есть сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные составляющие.

Проблема сознания человека была поставлена еще в древности, когда люди начали осознавать отличие психических процессов от физических, идеального от материального, возникло понятие о «духе» и «душе».

В эволюции взглядов на природу сознания сложились разные подходы.

  • 1) Выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон, неоплатонизм и т.д.).
  • 2) Материалистическая трактовка сознания (Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар, просветители Нового времени Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, и др. марксисты высказывали точку зрения, что сознание есть идеальное свойство человеческого мозга) как зависящего от тела человека и от воздействия окружающих его вещей.
  • 3) Исследование сознания как идеального начала, проявление мирового духа, в контексте диалектики социально-исторического развития (Г. Гегель).
  • 4) Признание сознания активной деятельной силой (В. Лейбниц, феноменология Э. Гуссерля и т.п.).
  • 5) Подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Л. Фейербах).
  • 6) Определение сознания как продукта физиологической деятельности мозга в вульгарном материализме (П. Ж. Кабанис, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).
  • 7) Осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектический материализм, марксизм - бытие определяет сознание).
  • 8) Понимание сознания как духовного регулятива саморазвития материи в лице человека (космизм).
  • 9) Естественнонаучные трактовки сознания в связи с деятельностью мозга как способности отражения высокоорганизованной материи. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.И. Введенского показали связь физиологического и психического.
  • 10) Существуют и материалистические представления, выводящие сознание за границы мозга, и рассматривающие его как некое полевое образование (торсионное поле, «информационный сгусток»). Некоторые исследователи (А.К. Манеев) представляют мозг как блок считывания информации, которая хранится в биополевой системе. Носителями же сознания могут быть элементарные частицы - лептоны.

Сознание человека предстает как совокупность психических процессов и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, постигает и осмысливает мир, других людей и самого себя.

Через сознание человек выделяет себя из природы и из общества. Сознание позволяет нам вырабатывать обобщенные знания о мире; познавать и осознавать самих себя, позиционировать себя в мире; ставить цели и разрабатывать планы деятельности; регулировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Основные функции сознания - познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная, функция социальной памяти.

Носителями сознания выступают индивидуальные личности, этнические общности, социальные слои, человечество в целом. Существуют индивидуальное и общественное сознание, классовое, национальное, коллективное.

В индивидуальном сознании отражается личностное бытие, неповторимый духовный мир конкретного человека и сложные взаимодействия общественной среды, близкого окружения человека и самосознания.

В общественном сознании отражается социальное бытие людей, совокупность идей, теорий и взглядов, чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее.

Основными свойствами сознания человека, согласно современной науке, являются: идеальность, т.е. способность к мысленному воспроизведению вещей и анализу сущностных черт и связей действительности c помощью абстрактно-логического мышления; универсальность, т. е. способность отражать любые свойства предметов познания; объективность в отражении вещей и процессов в сочетании с субъективностью их личностной интерпретаций; активность; интенциональность, т.е. направленность на предметы (предметность); способность целеполагания; творческий характер, проявляющийся в способности «преобразовывать внешний мир» и создавать пространство культурных артефактов; связь с языком, т.е. знаково-символический способ выражения; рефлективность, выражающаяся в способности к внутреннему диалогу, в самосознании; самопознание; связь сознания с мозгом как его материальным носителем; связь с бессознательным и подсознанием.

Человеческое сознание - это сложная многоуровневая система. В его структуре можно выделить следующие уровни.

  • 1. Чувственно-эмоциональный уровень связан с непосредственным отражением внешней действительности в форме ощущений, представлений и восприятий. Он характеризуется конкретностью (индивидуальностью) и строится как обратная реакция на воздействие внешней среды.
  • 2. Абстрактно-дискурсивный уровень посредством понятий, суждений и умозаключений фиксирует те свойства действительности, которые не даны в непосредственном ее восприятии, но являются результатом логических операций. Этому уровню максимально присущи осознанность и рефлексивность.
  • 3. Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания; характеризует опыт самосознания, в котором осуществляется индивидуальное понимание и интерпретация культурно-исторических истин и ценностей. Особая роль отводится воле как способности сознания направлять поведение человека. Все уровни сознания функционально и генетически взаимозависимы и существуют как единая целостность, система.

Выделяются два типа сознания - обыденное и теоретическое.

Обыденное, стихийное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, выступает как эмпирическое отражение внешней стороны действительности, направлено, прежде всего, на получение непосредственной пользы для индивида. Данное сознание не систематизировано. Это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии, осмыслению.

Теоретическое сознание или мышление способно постигать существенных связей и закономерностей действительности. Цель научного и философского мышления - выяснение истины. Мышление - это когнитивная деятельность по решению проблем. В отличие от спонтанной активности сознания (потока мыслей, чувств, ассоциаций) мышление целенаправленно (начинается с осознания задачи), а его результаты имеют идеально-всеобщий характер и выражаются в языке. Теоретические знания систематизированы, критически выверены, хранятся и передаются в знаковой форме -- научных текстах, формулах, чертежах.

Мышление - это функциональное ядро сознания. В классической философии мышление связано с идеей разума, с логическими рассуждениями. В рациональном мышлении конкретизируются познавательные возможности сознания. Мышление есть сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, критическая их оценка, ориентация в мире, операции с предметами, числами и знаками (идеальными заместителями предметов), расчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Итак, сознание есть самоорганизующаяся и самоинтерпретирующаяся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, осмысливает мир и самого себя.

Литература

  • 1. Андреев, И. Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. - М., 1988.
  • 2. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры / М. Бубер. - М., 1995.
  • 3. Гуревич, П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. - М., 1997.
  • 4. Леонтьев А.Л. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: «Смысл», «Академия», 2005, - 352, с.
  • 5. Мамардашвили, М. К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопр. философии. - 1990. - № 10. - С. 3-19.
  • 6. Марков, Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В. Марков. - СПб.,1997.
  • 7. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М.,1994.
  • 8. Михайлов, Ф.Г. Сознание и самосознание / Ф.Г. Михайлов. - М., 1991.
  • 9. Проблема сознания в философии и науке. - М., 1996.
  • 10. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С.Степин. - М., 1992.
  • 11. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Ю. Хабермас. - СПб., 2000.
  • 12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.,1991. XIX век.- М.,1995.
  • 13. Человек. Философско-энциклопедический словарь. - М., 2000.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>