Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности

Природное и общественное в человеке слиты. Базовые характеристики человека - природность, социальность и духовность. Бытие человека в равной мере определяется и биологической и социально-культурной «программами».

Двуединство конкретного человеческого бытия выражается в понятиях «индивид» и «личность». Индивид - единичный представитель человеческого рода. Его специфика определяется физическими данными, психологическими индивидуальными задатками. Генетически заданные характеристики человека формируются в процессе индивидуального развития в социальной среде. Социальная сущность человека выражается понятием личности.

Понятие личность обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных ролей (функций), образцов поведения и действий, его социального статуса. Личность социально активна, самостоятельна и ответственна в принятии решений, что проявляется через способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, характер и темперамент.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Социализация -- процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного и активного члена общества. Включение человека в социальную среду, овладение им необходимыми навыками и знаниями происходит через общение. Особую роль при этом играет семья как первичная социализирующая ячейка, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. В семье человек приобретает первый опыт общения и отношений с людьми, понятия о ценностях.

Процесс социализации многомерен и противоречив. Это обусловлено сложной диалектикой взаимоотношения личности и общества. Социализация протекает в рамках социальных норм, выработанных данным обществом, социальных институтов и общностей. В ходе индивидуального освоения человеком социальных норм и правил происходит процесс его включения в сложный мир социальных ролей. Через социальные роли индивид включается в культуру, т. е. социализируется, становясь полноправным членом общества. Со своей стороны, общество предъявляет к субъектам социальных ролей определенные нормативные требования и осуществляет санкции (моральные, правовые) по отношению к конкретным типам социального поведения.

Большая роль в осуществлении социализации выполняют обычаи, традиции, религия, государственно-правовые нормы, язык. На их основе осуществляется воспитание, образование и деятельность человека.

Важнейшей формой социализации является образование. Образование - это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Система образования формируется «образ» человека, востребованный социумом и культурой.

Наиболее значимые функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре, описывающие основные формы жизнедеятельности человека - это деятельность и коммуникация. Человек приобретает свои личностные качества только в социальной среде благодаря активному взаимодействии (коммуникации, общению) с другими людьми.

Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми. Общение - это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. Благодаря социальной коммуникации человеком осуществляется индивидуальный выбор социокультурных программ поведения, деятельности и общения, происходит формирование социальной позиции и выстраивание собственного статуса и роли в обществе.

Коммуникативное взаимодействие опосредовано целями коммуникации, материальными средствами передачи информации (аудиокоммуникация, видеокоммункация, СМИ, интернет) и другими факторами.

Основные социально значимые качества человека, к которым сводятся другие его личностные особенности - это автономность и самозаконность человеческой воли (способность к формированию нравственных принципов, регламентирующих поведение, свобода, ответственность), креативность (способность к творчеству и саморазвитию) и волевые характеристики (самодисциплина, целеустремленность и др.). И. Кант автономное поведение характеризовал так, что человек задает себе сам определенное правило поведения, ставит его выше своих меняющихся желаний, пристрастий и преходящих обстоятельств, к которым надо приспосабливаться.

Проблема личности в философии теснейшим образом связана с проблемой свободы и ответственности. Моральная свобода как ценность обусловливает возможность самореализации. Вместе с тем свобода - условие проявления моральности человека, совершения им нравственных поступков. Нравственная свобода -- это превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Нравственная ответственность - естественное следствие свободы выбора. Чем шире свобода, тем большую ответственность она предполагает.

Итак, для формирования личности огромное значение имеют воспитание, образование, условия социализации, коммуникация, общение. Личности - это автономный субъект общества, имеющий свою позицию в нем.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>