Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Пространственно-временная и динамическая организация бытия

Важными характеристиками бытия, определяющими его организацию, кроме структурных, являются динамические, пространственные и временные.

Динамическая организации бытия состоит в том, что любое материальное или духовное явление объективно подвержено непрерывным изменениям. Движение есть способ существования всего сущего. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение есть изменение вообще. Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, называют развитием.

Развитие - особый тип движения, связанный с качественным преобразованием предметов и процессов в сторону их усложнения либо упрощения. Взаимодействие форм движения лежит в основе развития мира, всего сущего. При этом в отличие от движения в целом, развитие является, как правило, изменением необратимым, направленным и закономерным, подготовляемым либо заложенной генетической программой развития тела, либо совокупностью факторов, постоянно на него воздействующих. Развитие может быть как прогрессивным, т.е. приводящим к повышению качественной сложности материальной или духовной системы и степени эффективности ее организации, так и регрессивным, деградацией, если качественное своеобразие утрачивается, а функциональность предмета ограничивается.

Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Материальные носители этих форм движения соответственно - массы, молекулы, атомы, белки, человек и человеческое общество. Между формами движения существует генетическая связь, предполагающая, что каждая высшая форма возникает на основе низшей.

Пространственно-временная организация бытия характеризует такие неотъемлемые свойства любых объектов как их способность занимать определенное место по отношению к другим объектам, а также обладать длительностью своего существования. Пространство и время - такая структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе Вселенной.

Пространство - организация и форма бытия, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей, взаимное расположение, соразмерность, объем, величину, форму тел мира. В рамках физического понимания пространства оно нам представляется трехмерным и изотропным, т.е. равным образом характеризующимся через длину, ширину и высоту объектов, его составляющих. Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, форму тел мира.

Время - форма бытия сущего, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность и порядок смены состояний в ходе изменения и развития различных систем. Субъективное время - это длительность существования явлений и процессов. Объективное время есть порядок происходящих изменений и событий их отражающих. Время характеризует преимущественно изменчивость бытия, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет (непрерывно) и длится (прерывно из-за конечности каждого акта изменения). Момент выступает как зафиксированное «мгновение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество.

В философии и науке сложились субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Субстанциональная концепция представляет пространство и время как самостоятельные субстанции, наряду с материей, независимые от мира вещей. Эта идея, намеченная Демокритом, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени И. Ньютона, воплотилась в геометрии Евклида.

В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались как универсальные и абсолютные формы бытия. В идеалистической философии они определялись через соотнесение с духовным началом -- абсолютным духом (Г. Гегель) или индивидуальным сознанием (И. Кант, Дж. Беркли). В метафизической традиции пространство и время рассматривались как независимые от материи сущности, вечные и неизменные вместилища предметов (И. Ньютон). Благодаря пустоте движение дискретных материальных тел в пространстве и времени осуществляется якобы за счет внешнего, привнесенного действия.

Вторая трактует пространство и время как специфические отношения между вещами, средой и условиями бытия. Реляционный подход наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, Д. Толандом, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955). В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей.

Реляционный подход (Аристотель, Г. Лейбниц, марксизм) трактует пространство и время как формы отношений между объектами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих процессов и независимо от них пространство и время не существуют. В начале XX века под влиянием достижений релятивистской физики формируется представление о пространстве-времени как континууме (неразрывном единстве) отношений и разного рода взаимодействий между материальными образованиями. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное).

В классической философии различались реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Реальное пространство и время - характеристики объективной действительности. Перцептуальное возникает как форма упорядочения человеческих восприятий, представлений, переживаний и т. д. Под концептуальным пространством и временем понимается воспроизведение реального пространства и времени в содержании теоретических моделей. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели.

В современных концепциях имеется представление о десятимерном пространстве-времени. Оно допускает предположение, что при рождении нашей Метагалактики только 4 из 10 измерений обрели макроскопический статус, а остальные оказались «свернутыми» в глубинах микромира. Современные космологические представления допускают, что Большая Вселенная состоит из множества миров, аналогичных нашему. Высказывается также мнение, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц. В этих мирах могут быть принципиально иные формы пространства и времени. Происхождение же нашей Метагалактики не означало творения времени и пространства как таковых, а лишь возникновение характерных для нашего мира специфических пространственно-временных структур. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени.

На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времени. В локальных областях макромира пространство-время характеризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот.

Итак, бытие означает существование, (бытийствование) вещей и явлений вообще. Бытие - это все сущее: материальное и духовное, неживое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное. Бытие системно организовано, имеет различные сферы (материальную, духовную, социальную), уровни (неорганический, органический, духовный, социальный), структуры организации (динамическую, пространственно-временную).

Литература

  • 1. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - М., 1976. - Т.1.
  • 2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М., 1989.
  • 3. Вязовкин, В.С. Бытие и мышление / В.С. Вязовкин, Т.М. Тузова. - Минск, 2000.
  • 4. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В.И. Данилов-Данильян, А.С Лосев. - М.,2000.
  • 5. Лобанов, С.Д. Бытие и реальность / C.Д. Лобанов. - М., 1999.
  • 6. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев.- М.,1990.
  • 7. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
  • 8. Хайдеггер М. Время и бытие. -- М.: Республика, 1993. С. 330.
  • 9. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. - Минск, 2010.
  • 10. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. - Мн., 2007.
  • 11. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. - Минск, 2003.
  • 12. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>