Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Понятие материи в философии и науке

Основой многих онтологических концепций классической философии выступает понятие «материя». Материя (от лат. materia - вещество) - это философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Термин материя впервые встречается у Платона. Так он назвал нечто, в отличие от идеи, изменчивое, непостоянное. Платон отождествлял материю с пространством как возможностью любых геометрических фигур.

Термин материя имел в истории философской мысли немало определений как материала или субстрата вещей, их субстанции, вещества, объективной реальности. Это понятие претерпело значительную эволюцию в истории философской мысли. Были разработаны такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут». Под субстратом понималась основа конкретного проявления бытия, то, из чего все состоит, например вещество. В содержании категории «модус» (от лат. - modus - способ, образ, вид) фиксировалось свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях (формах). «Атрибут» (от лат. attribuo - придаю, наделяю) характеризует необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.

Выделяют особые этапы в трактовке этой категории: 1) до Нового времени ее определяли через понятие вещи, 2) с Нового времени - через определенные атрибуты, в ХХ - ХХ1 вв. - через понятие отношение.

На первом этапе, в античности возникло представление о материи как первоначальном веществе, из которого возникло все остальное сущее. Начало философии связано с постановкой проблемы первоначала мира, архэ, как основы всех вещей, Под первоначалом или субстанцией понималось то, что существует благодаря самому себе и не нуждается в других основаниях.

В качестве таких первоначал назывались первоэлементы или стихии воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), земли, огня (Граклит). Анаксимандр предложил понятие апейрон (беспредельное, неопределенное), Анаксагор - гомеомеррии, т.е. подобные частицы, бесконечно малые тела. Эти наивные, но глубокие представления о сущем постепенно оформились в атомистическую теорию. Левкипп впервые предположил, что первоосновой мира являются мельчайшие частицы - атомы. Демокрит разработал теорию об атомах как бытии и пустоте (небытие), в которой атомы движутся.

Постепенно все эти гипотезы привели к появлению обобщего представления о первоначале - материи, под которой, с Аристотеля, стали понимать «первичный субстрат каждой вещи». Такое понимание закрепилось в материалистической философской традиции в Новое время и частично сохраняется по сей день. Ж. Ламетри отмечал: «сущность, бытие или субстанция - все эти три слова - синонимы».

Если в античности материя понималась как строительный материал, субстрат всех вещей, то в Новое время это понятие чаще обозначало некие всеобщие атрибуты вещей - масса, протяженность, неделимость, непроницаемость, отражение. Такое понимание материи также не утратило своей актуальности. Так, французский ученый Д. Жюлиа определяет материю как «субстанцию, для которой характерны протяженность, делимость, вес и восприимчивость к формам любого вида».

Третий этап связан с научной революцией в естествознании (вызванной, прежде всего, развитием теорий электромагнитного поля, радиоактивности, открытием делимости атома и др.), изменившей представления о строении физической реальности и доказавшей отсутствие в ней некой первичной субстанции (т.е. материи в прежнем смысле). Микромир, в отличие от макромира как бы «дематериализовался», утратил свою чувственную наглядность и предстал как совокупность формул, уравнений, абстракций.

Во второй половине Х1Х в. развернулись дискуссии о сущности объективной реальности и способах ее данности человеку между эмпириокритицизмом и диалектическим материализмом. Материя перестала отождествляться с какой-либо отдельной конкретной формой ее проявления, но и не противопоставлялась этим формам, она стала трактоваться как абстрактное отвлечение от конкретных вещей. Ученый мир пришел к пониманию, что материи как особого вещества, которое служит материалом для строения всех материальных вещей, нет. Получила развитие идея многообразия видов материи, которая не может быть сведена к одному виду. Расширилась сфера применимости категории материи. Это понятие стало применяться не только к природе, но и к обществу, которое рядом ученых стало рассматриваться как высшая ступень развития материи, имеющая специфические, отличные от природных закономерности развития.

С ХХ в. материю интерпретируют на основе субъект-объектного отношения. Некоторые его аспекты наметились еще у Дидро и Гольбаха. Понятие материи стало обозначать только один атрибут вещей - их объективную реальность, свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания, не быть духовным. Материя рассматривается в качестве философской категории, обозначающей эту объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.

До сих пор наиболее аргументированным остается определение материи, предложенное В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» на основании анализа кризиса и достижений в физике: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая ... отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Материя - это естественная реальность, данная человеку в различных формах познания (непосредственно или опосредованно) и поэтому доступная познанию. Она копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями или сверхчувствительными приборами. Таким образом, категория материи стала определяться в рамках вопроса об отношении мышления к бытию (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Материя - это пронизывающее все мироздание основание чувственных вещей и физических процессов. Она обладает многочисленными свойствами: объективность, несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения, структурность, отражение. К основным атрибутивным свойствам материи, определяющим форму ее организации, относят: 1) структурные, 2) динамические, 3) пространственные, 4) временные свойства. Материя и ее объекты, отдельные состояния изменчивы, непрерывны, одновременно относительно устойчивы и прерывны. Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно превращаться друг в друга.

Материальный мир имеет сложную организацию и представляет собой особого рода систему, в которой выделяются различного рода уровни, связи и структуры. Категория «система» фиксирует определенно организованную целостность, в которой существуют более или менее тесные связи между множеством взаимодействующих друг с другом частей (элементов). Элементом считается далее не разложимый компонент системы. Хотя, в то же время элемент может сам иметь сложное системное строение. С другой стороны, и система способна входить в качестве элемента в более сложное системное образование. Категория «структура» характеризует совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Это такой способ связи элементов, благодаря которому они функционируют по законам этой системы.

Любое материальное явление представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. Поэтому все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации универсума. Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические системы) и социальный (общество). Существуют и структурные уровни бытия неживой природы и живой природы. Например, физическая материя может существовать на уровне вещества (частицы и тела, которым присуща масса покоя) и поля (вид материи, не имеющий массы покоя и связывающий частицы и тела между собой).

В структуру материи на уровне неживой природы входят физический вакуум, элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (в различных агрегатных состояниях - твердые, жидкие, газообразные) - планеты, звезды - планетные системы, галактики, системы галактик, метагалактики.

На физическом уровне организации, присущем всем материальным телам, материя есть атомные и субатомные частицы, описываемые с помощью физических законов. Химический уровень - это молекулярное строение вещества, новый качественный уровень развития материи, несводимый к физическим взаимодействиям. Он изучается на основе химического знания.

Уровень живой природы включает два подуровня: биологическую и социальную (общественную) жизнь. Биологический уровень появляется вместе с возникновением органических аминокислот и клеток, которые уже по своему строению и принципам сложнее химических соединений. На биологическом уровне существуют протоплазма (живые молекулы) - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз - экосистема).

Различают также бытие «первой природы» - реальности, существующей объективно, и «второй природы» - мира, созданного человеком - природно-социальная реальность. На социальном уровне структурной организации материи речь идет об обществе как наиболее сложной, наполовину материальной системе, главными структурными компонентами которой являются отдельные люди как носители разума, что делает изучение данного типа реальности весьма непростым и требует комплексного подхода со стороны многих наук.

Итак, материя - это философская категория, обозначающая объективную реальность, имеющую сложную структуру и обладающую многими атрибутами, среди которых движение, пространство, время.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>