Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Особенности философии эпохи Возрождения

Философские концепции Возрождения формировались на основе переосмысления античного и средневекового мировоззрений. Мыслители Ренессанса стремились возвысить чувственнный космос, оправдать земную жизнь, эстетизировать телесность. Эстетизация культуры приняла всеобъемлющий характер. Например, Леонардо да Винчи трактовал науку как живопись. Характерной чертой возрожденческой картины мира стала секуляризация («обмирщение» религии). Были популярны дохристианские античные философско-религиозные учения. В философии Ренессанса особое место занимали идеи аристотелизма и неоплатонизма (М. Фичино). В XIV - начале XV вв. утвердился гуманизм (Эразм Роттердамский, Пико дела Мирандола). Со второй половины XV в. и в XVI в. преобладала натурфилософия, понимаемая в духе пантеизма (Николай Кузанский).

В философии Ренессанса ведущую роль играл гуманизм (от лат. humanus -- человечный, человеческий) -- учение о ценности личности, человеческого достоинства и свободы. Философская проблематика тяготела к моральным, эстетическим, социально-политическим и педагогическим вопросам. Утвердилась деятельностная концепция человека.

Гуманистическое движение началось в Италии в XIV в. и связано с именами Данте Алигьери, автора «Божественной комедии» и трактата «Пир», Франческо Петрарки, написавшего философский диалог «Моя тайна», сонеты, трактаты. Идеи гуманизма распространились по всей Европе.

Гуманисты ратовали за расширение литературного и художественного образования. Humanitas, «образованность» в античном духе стала мерилом достоинства человека. Э. Роттердамский в трактате «Похвала глупости» утверждал, что разум - важнейшая черта человека, которая определяет его судьбу. Истинная знатность человека определяется не рождением, а непрерывной борьбой за моральное совершенствование. Основой познания мира был признан критерий свободного разума.

Вследствие мировоззренческой установки на творческую самореализацию личности возникли индивидуализм, антропоцентризм, и светская концепция достоинства человека. Ренессансная этика оправдывала стремление людей к счастью. Идеи о ценности земных благ высказаны в диалогах Поджо Браччолини «Об алчности», трактате Лоренцо Валы «Об истинном и ложном благе».

Светская трактовка сущности человека вела к десакрализации бытия, пространства и времени. Время стало восприниматься как условие творческой реализации человека, форма бытия культуры. Пространство представлялось ареной человеческой творческой эстетической активности.

Ренессанс актуализировал понятие свободы. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола развил идею о возможности человека свободно определять свое место в космической иерархии и формировать собственную сущность посредством разума, сознательного выбора и активного творчества. Философия же указывает человеку путь к совершенству и увлекает его к возвышенным целям познания мира. Марсилио Фичино, создатель Платоновской академии во Флоренции и популяризатор неоплатонизма, трактовал человека как «бога для четырех элементов Вселенной». Творческие способности человека оценивались как божественный потенциал.

Понятия Бога и человека объединялись на теоретической основе пантеизма. Николай Кузанский (1401 -- 1464 гг.) человеческий микрокосм, отождествлял с макрокосмом, рассматривал человека как наиболее совершенное подобие Бога и природы. Кузанский отверг схоластику. Свой главный философский труд он назвал «Ученое незнание», противопоставив его «положительной теологии». В учении Н. Кузанского, Бог - это «бесконечное единое начало мира», его Я-«скрытая сущность», «форма всех форм». Возникновение мира объясняется в духе мистического пантеизма как «развертывание» того, что содержится в Боге изначально «в скрытом виде».

В XVI в. в философии обсуждалась проблема отношения Бога и природы. Натурфилософия отказалась от средневекового теологического канона, возвысила природу и начала рассматривать ее исходя из естественных начал. Место созерцательного подхода к природе занял деятельностный.

Характерной чертой возрожденческой натурфилософии явилось сочетание рационально-логического знания, развития экспериментальных методов в естествознании, светской образованности и сильного интереса к оккультизму, связанного с антропоцентризмом. Признание магии связано с пониманием бесконечности мира, универсальных связей между всеми формами жизни, идеи о возможности для человека влиять на законы мироздания.

Философия Ренессанса, культивировавшая идеи гуманизма, самоутверждения личности, творческого титанизма, мировоззренческого индивидуализма, исчерпала себя уже в ХVI в. Антропоцентризм дошел до таких пределов, что люди начали ощущать скованность своим же собственным стремлением к самоутверждению. Мишель Монтень (1533 - 1592) в трактате «Опыты» высказывал скептицизм по отношению к «безграничным» возможностям человека.

Росту скептицизма способствовала и разработка космологических моделей Н. Коперником, Дж. Бруно и другими учеными. Геоцентрическая аристотелевско-птолемеевская система была гораздо больше созвучна характеру мировосприятия титанов Возрождения. Гелиоцентризм и идея множественности миров явились фактически отрицанием самих основ ренессансного миропонимания. Человек перестал быть смысловым центром Вселенной, лишился объективной точки опоры. Он получил простор для саморазвития, но зато перестал ощущать себя венцом Божьего творения, став лишь одной из частиц мироздания.

В целом же философия Ренессанса подготовила почву для рационализма, наукоцентризма и морализаторства Нового времени.

Литература

  • 1. Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод. Комплекс / В.В.Анохина. - Минск, 2006.
  • 2. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. - Минск, 2001.
  • 3. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. - М., 1972.
  • 4. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон. - М., 1997.
  • 5. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М., 1982.
  • 6. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. - М., 1992.
  • 7. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. - М., 1979.
  • 8. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д.Антисери // Сочинения: в 4 т. - СПб., 1994-1997.
  • 9. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. - М., 2001.
  • 10. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  • 11. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - Ростов н/Д, 2002.
  • 12. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М., 1991.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>