Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Лекция 2. Исторические типы классической философии

Основные понятия: традиционализм, конфуцианство, даосизм, легизм, античная философия, космологизм, досократики, атомизм, скептики, эпикурейцы, стоики, киники, пифагорейцы, платонизм, неоплатонизм, апологетика, патристика, универсалии, номинализм, реализм, схоластика, теоцентризм, креационизм, символизм, провиденциализм, эсхатологизм, возрождение (ренессанс), гуманизм, антропоцентризм.

Основные школы и направления философии древнего Востока

Философские учения, возникшие в Индии и Китае в середине I тысячелетия до н.э., были одними из древнейших попыток объяснить мир.

Индийская философия. Предфилософские взгляды индийцев отразились в Ведах и Упанишадах, Бхавадгите. Основными были идеи о единстве Брахмана и Атмана, о карме, сансаре и перерождении. Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман, «Мировая душа», идентичная человеческой душе. Цель человеческой жизни - в уничтожении причин, которые препятствуют освобождению Атмана от материальны оков. Сансара - цепь зависимых перерождений - определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

В древнеиндийской культуре существовали ортодоксальные учения (нъяйя, вайшешика, санкхъя, йога, веданта, миманса), признающие авторитет Вед как откровение, и неортодоксальные системы (джайнизм, буддизм и чарвака-локаята), отрицающие единственность авторитета ведических текстов.

Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.), на основе Упанишад развило учение о существовании души у всего живого: животных, насекомых и растений. Главная задача - достичь святости и совершенного знания, чтобы освободить душу от материи (тела) и страданий, вызванных этой связью.

Философия буддизма восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до н. э.), названного Будда или «просветленный». Буддизм построен на признании «четырёх благородных истин»: 1) главным свойством жизни является страдание, 2) причиной страдания - желание, 3) преодоление желаний - путь к избавлению от страданий, 4) «истина пути» к прекращению страданий. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного «Я» через милосердные дела, нравственное совершенствование, медитацию, способствующую просветлению (бодхи), которое позволяет достичь нирваны.

Неортодоксальная школа чарвака-локаята выразила материалистические взгляды на мир как существующий реально, независимо от богов. Мир познаваем с помощью органов чувств, опыта и разума. Он состоит из первоэлементов (воды, огня, воздуха, земли), которые в различных комбинациях образуют вещи. Чарваки отвергали бессмертие души, считая, что после смерти всё распадается на первоэлементы, в том числе и человек. Смысл жизни чарваки видели в наслаждении. Гедонизм в этике был связан с материализмом.

Классические системы возникли в результате споров с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира.

Наиболее ортодоксальной была Веданта, основанная на авторитете Вед и Упанишад, утверждавшая бога-творца мира, бессмертие души и её перевоплощение. Веданта требовала покорности учителю, владеющему божественными откровениями о жизни и боге. Ученики должны упражняться в размышлениях, пока и им не откроются истины, освобождающие от страданий.

Миманса много внимания уделяла проблемам познания и логике. Источником знаний считались чувства, логический вывод, сравнение и авторитет священных книг. Санкхья учила, что мир возник сам по себе, имеет вещественное (Пракрити) и духовное (Пуруша- мировой дух) начала. Ньяйя, исследовала механизм, логику, познания, определяла правила дискуссии.

Материалистическая ортодоксальная школа Вайшешика (философия различий) утверждала, что мир состоит из физических элементов, атомов, постигаемых не чувствами, а рационально. Адекватное познание - цель мышления, так как оно освобождает человека от страданий. Много внимания уделялось классификации и характеристике изучаемых объектов.

Йога (сосредоточение) утверждала веру в Атман-Брахман, считая мир иллюзией, и призывала сосредоточиться на постижении бога, погрузиться в бесстрастное состояние, освободиться от чувств и страданий с помощью особых правил, предписаний и упражнений, открывающих путь к нирване.

Итак, общая идея всех философских учений древней индии - выработка способов и средств избавления человека от страданий, от бесконечного материального перевоплощения и достижение успокоения - нирваны.

Китайская философия тоже имеет давнюю традицию. Древняя мудрость бралась за основу. Авторские новации признавались только, если они укрепляли традиции. Китайцы поклонялись Небу (Тянь) как принципу мирового порядка (Ши-Цзин - канон стихов). Философия тяготела к светскому рационализму, проясняла нормы морали, этикета, разрабатывала эффективные методы управления государством.

Даосизм, по преданию, был основан мудрецом Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.), который по легенде развивал в трактате «Дао дэ цзин» учение о «правильном пути и добродетели» - «дао». Дао - это естественный закон, которому подчиняется природа и человек. Дао неисчерпаемо, вечно, бестелесно и неопределённо - это первооснова, «мать всех вещей». Лао-цзы говорил о том, что в мире всё движется и изменяется, переходит в свою противоположность. Но люди не должны вмешиваться в естественный ход событий. Людям следует придерживаться принципа «недеяния» (у-вэй), то есть избегать произвольной целеполагающей активности. В даосизме была создана «Доктрина об обретении бессмертия». Рассматривая человека как единое целое, даосы разработали практики, способствующие обретению «одухотворенного» тела. Гармонизация тела достигалась с помощью медитации, дыхательного и гимнастического тренинга, диет. Они призывали к смирению и состраданию.

Конфуцианство основано мыслителем Кун-Фу-цзы (Конфуцием, 551-479 гг. до н.э.) Идеи Конфуция были собраны его учениками в книге «Беседы и суждения» - «Лунь юй». Конфуций исследовал отношения человека, семьи и государства, которые имеют различные уровни в зависимости от степеней родства и социальных ролей. «Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер». Прочное государство основывается на прочной семье. Важным представлялось самосовершенствование человека, праведная жизнь, в чем правитель должен быть примером. Конфуцианский идеал человека характеризуется человечностью, порядочностью, знанием приличий, мудростью, лояльностью. Конфуций предлагал людям придерживаться золотого правила нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Конфуцианцы почитали небо, традиции, историю, в которой находили образцы поведения для настоящей жизни (трактат Ли-Цзи).

Легизм - «школа почитателей закона» (конец VIII-VII в. до н. э.). Высшей ценностью легисты считали сильное государство, задача которого состоит в ослаблении народа. Они утверждали принцип единого юридического закона как основы государства, установленного единовластным правителем. В отличие от традиции, закон не имеет священного характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Соблюдение законов должно обеспечиваться суровой системой наказаний. Легисты предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.

Итак, общей основой всех китайских философских учений явились почитание традиций, властей, культ предков, культ Неба как принципа порядка.

В целом, идеалом человеческой жизни в восточной философии выступали приверженность традициям, связь с религией, пассивное отношение к преобразованию внешнего мира, нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, идея самосовершенствования.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>