Полная версия

Главная arrow Философия arrow Основы философии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических, аксиологических аспектов философии

Философия охватывает большой круг проблем, касающихся действительности вообще, бытия в целом, человеческой жизни, познания, ценностей. Причем онтологический, гносеологический, антропологический и аксиологический аспекты в философии тесно взаимосвязаны.

Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Аристотель первым очертил специфический философский подход к миру как связному целому. Он выделял теоретическую часть философии - учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую - учение о человеческой деятельности; поэтическую - учение о творчестве. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику (учение о человеке, о пути его к осмыслению жизни). Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики (знаний о природе), логики (о методах познания природы и человека) и метафизики. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», познавательной, практической и эстетической. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа. Последняя включала науки о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии. Ф. Шлегель (1772-1829) определил пять основных видов философии: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм и идеализм.

В любых своих проявлениях философия учит «целостному мышлению», интегральной интерпретации всех сторон сущего, всех аспектов человеческого бытия, познания, отношения. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования идеалов, норм и культурных (моральных, эстетических, научных) ценностей.

Философия - внутренне расчлененное образование, состоящее из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных научных дисциплин: онтологии (учении о бытии), гносеологии (эпистемологии, или теории познания), аксиологии (теория ценностей), праксиология (учение о деятельности). К важным, исторически сложившимся разделам философии относятся логика, диалектика, этика, эстетика, антропология, социальная философия, философии науки, истории, религии и т. д..

Непосредственно на «мир как целое» выходит онтология. Онтология -- учение о бытии, философская теория реальности. В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?» т.п. Но это не отменяет установки на исследование целого и в случае других философских дисциплин. Социальная философия, скажем, изучает тенденции исторического процесса (куда идет история?), парадигмы, т. е. модели-образцы, общественного бытия людей.

Гносеология исследует познание как целостность, его природу, истоки, пределы, основания, пути, возможности. Философия познания ставит вопросы: «возможно ли познание?», «как мы знаем то, что знаем?». Близки к гносеологии логика и методология познания. Логика -- философская дисциплина о формах правильного рассуждения, отвечающая на вопрос: «каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?». Важную роль в познании играют философии и методологии специальных наук: права, истории, математики, физики, философская антропология, философия языка и философская герменевтика и пр., которые рассматривают отдельные сферы познания.

Аксиология является учением о природе и взаимосвязи человеческих ценностей. Особое место среди философских наук, в которых проявляется связь онтологических, гносеологических и аксиологических проблем, занимает практическая философия или праксиология -- философская дисциплина о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология - теория ценностей, которая теснейшим образом связана с философскими дисциплинами этикой и эстетикой. О взаимосвязи таких важных для человечества в онтологическом плане ценностей как истина, добро и красота говорится в разных философских учениях всех времен и цивилизаций. Особо, например, подчеркивал важность этой связи великий русский философ В.С. Соловьев.

Этика -- философия морали. В центре внимания ее - добро. В этике ставятся вопросы о соотношении добра и зла, об отличии между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, «абсолютны или относительны все ценности?», «как правильно жить?». В соответствии с кругом рассматриваемых проблем этика делится на более узкие дисциплины: метаэтика, сциальная этика, юридическая этика, медицинская этика, биоэтика и т.д.

Эстетика -- философская дисциплина о прекрасном, безобразном и др. аспектах бытия, или наука о специфике целостного чувственного познания, как и задумал ее основатель - А. Баумгартен. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «в чем специфика образного восприятия?». С эстетикой непосредственно связаны философия и практика искусства, литература, культурология, практическая деятельность человека и т.д.

Философское познание представляет собой синтез человеческих знаний. Он осуществляется через категории, общие понятия, позволяющие исследовать и постигать весь универсум и человеческое бытие. Философия способна придать всем другим наукам, достижениям культуры систематическое единство.

Философия проникает в различные сферы бытия и человеческого существования - мораль, искусство, религию, науку и др. В этой взаимосвязи проявляется один из специфических аспектов философского знания.

Философия как особая система научного знания призвана предлагать общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска решений и доказательств конкретными науками.

Итак, в любых своих проявлениях философия учит «целостному мышлению», интегральной интерпретации всех сторон сущего и всех аспектов человеческого бытия. Флософия - это учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях бытия человека в мире. В данном определении мы имеем триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Конечные причины человеческого бытия выводят нас на природу и единство мира; предельные основания обеспечивают целостность мира познания; трансцендентные возвышения завершают и тем самым тоже приводят к единству нормы, ценности и идеалы человеческого бытия.

Итак, философия как специфическая система научного знания, связанная с различными другими сферами бытия и сознания человека (со специальными науками, с искусством, религий, моралью, повседневностью), играет неоценимую духовнообразующую роль. Она способствует расширению интеллектуальной сферы человечества, развитию человеческого самосознания в его высшем, родовом аспекте, культивирует человеческие ценности, духовно консолидирует общество.

Литература

  • 1 Анохина, В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод. комплекс / В.В. Анохина. - Минск, 2006.
  • 2 Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. - Минск, 2010.
  • 3 Родзинский Д.Л. Философия в вопросах и ответах. -- М.: МПСИ, 2009.
  • 4 Сычев А.А. Основы философии. -- М., 2010.
  • 5 Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.
  • 6 Философия: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. - Минск, 2007.
  • 7 Философия: учеб. пособ./ Я. С. Яскевич [и др.]: под общ.ред. Я.С. Яскевич. - Минск: Выш. Шк., 2012. - 474 с. + эл. Опт. Диск (CD-R).
  • 8 Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
  • 9 Чуешов В.И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах/ В.И. Чуешов, И.И. Таркан. - Минск: ИВЦ Минфина, 2009. - 365 с.
  • 10 Веб-ресурс о философии. http://www.filo-lecture.ru/index.html
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>