Полная версия

Главная arrow Философия arrow Философия как наука

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Гносеологический кризис в физике и второй позитивизм

Вторая форма позитивизма -- эмпириокритицизм (критика опыта) -- хронологически относится к концу XIX -- началу XX вв.

Представлен эмпириокритицизм двумя крупными мыслителями:

  • -- Эрнстом Махом (1838-1916);
  • -- Рихардом Авенариусом (1843-1896). Эмпириокритицизм -- философская система "чистого опыта", критический критицизм, стремящийся ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки "естественного понятия о мире".

Эрнст Мах -- австрийский физик и философ, настаивающий на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов, совокупность ощущений образует тела. Свои элементы мыслитель считает нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам.

Понятия австрийский философ рассматривал как символы, которые обозначают "комплексы ощущений", а науки в целом -- как совокупность гипотез, которые подлежат замещению непосредственными наблюдениями.

По мнению Эрнста Маха, мир в целом и все вещи в нем -- "комплексы ощущений". Задачей науки является их описание (с математической обработкой), т. е. честное описание фактов чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль. Мах считает такое описание идеалом научного исследования, из которого следует удалить все лишнее (религиозные представления, философские категории) для облегчения мыслительного процесса.

Авенариус и Мах предложили критический анализ опыта, чтобы очистить науку от метафизических утверждений.

Предметом второго позитивизма были:

  • -- особенности научного мышления;
  • -- механизм образования знания;
  • -- анализ методов получения истинного знания. Этот подход к позитивному знанию позволил дать новое по сравнению с первым, классическим позитивизмом объяснение ощущений -- как изначальных, "нейтральных", не разложимых на "физическое" и "психическое" элементов.

Второй позитивизм значительно повлиял на интеллектуально-мировоззренческий климат первой четверти XX в., когда наступило концептуальное переосмысление содержания исходных методологических положений классической науки.

Влияние второго позитивизма испытали:

  • -- А. Эйнштейн (1879-1955) -- известный французский математик и философ;
  • -- А. Пуанкаре (1854-1912) -- немецкий физик, химик, философ науки;
  • -- В. Оствальд (1853-1932) -- лауреат Нобелевской премии по химии.

В вопросах гносеологии и методологии второй позитивизм разделял феноменологические и эмпирические позиции. Например, для Маха понятие может быть настолько содержательным, насколько оно выражает непосредственную связь данных чувственного опыта.

Науку, ее цель и природу Эрнст Мах объяснял инст-рументалистски, рассматривая науку как совокупность операций, которые позволяют полезно действовать на практике. Целью науки является простое и экономическое описание фактов. Функция науки -- адаптивно-биологическая, помогающая человеку ориентироваться в жизни.

Идеи второго позитивизма оказали существенное влияние на интеллектуально-мировоззренческий и методологический климат науки конца XIX -- начала XX вв., когда в познании начались радикальные качественные изменения.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>