Полная версия

Главная arrow Философия arrow Философия как наука

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Теории культуры в истории философии

Основу древнегреческой культуры составляют два культа:

  • -- культ Аполлона -- культ светлого, соразмерности и меры, разума и науки;
  • -- культ Диониса -- темный культ, культ земли, плодородия, вина и опьянения, культ плотской любви. Термин "культура" стал употребляться в качестве научного термина со второй половины XVIII в. -- века Просвещения. Философы и ученые XVIII в. стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специфику человеческого образа жизни, в отличие от природного, стихийного, животного бытия. Таким образом, термин "культура" в научном языке с самого начала служил выражением идеи культуры как сферы развития "человечности", "человеческой природы", "человеческого начала в человеке".

С точки зрения этой идеи термин "культура" трактовался с двух точек зрения.

  • 1. Как средство возвышения человека, совершенствования человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Развитие культуры связывали с воспитанием и просвещением людей. В период с конца XVIII в. вплоть до начала XIX в. слово "культура" часто заменяли словами "просвещенность", "гуманность", "разумность". С этой точки зрения в область культуры входит лишь совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, которые созданы человеком.
  • 2. Как образ жизни людей, который имеется в действительности, реально существует и исторически изменяется. Этот образ жизни обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Но при этом культура хотя и отличает человеческий образ жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

Культура эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Она утвердила новый критерий оценки общественных отношений -- человеческий.

На первом этапе своего развития культура эпохи Возрождения выступила как светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Далее культура эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже элементарный список работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом:

  • -- "О преимуществе и превосходстве человека" -- Фацио;
  • -- "О наслаждении как истинном благе" -- Лоренцо Балла;
  • -- "О благородных нравах и свободных науках" -- Вер-джерио;
  • -- "О достоинстве" -- Манетти;
  • -- "Против лицемерия" (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо);
  • -- "О благородстве законов и медицины" -- Салютати;
  • -- "О средствах против счастливой и несчастливой судьбы" -- Петрарка и т. д.

Культура эпохи Возрождения появилась в Италии. В дальнейшем она охватила и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно роль, игравшаяся античной культурой в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>