Полная версия

Главная arrow Философия arrow Философия как наука

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Философская антропология как одно из направлений в философии XX в

Философская антропология -- философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

Человек является сложной целостной системой, которая, в свою очередь, является компонентом более сложных систем -- биологической и социальной. Смысл проблемы антропологии можно охарактеризовать вопросом: "Как же исторически формировался человек как существо биосоциальное?"

Философская антропология является весьма влиятельным течением философской мысли в XX в. В центре внимания этого течения -- проблема человека, а основная идея -- создание интегральной концепции человека.

Яркие представители:

  • -- М. Шелер;
  • -- А. Гелен;
  • -- Г. Плеснер;
  • -- Э. Ротхаккер.

Философская антропология, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения всех философских проблем.

В отличие от рационалистических учений, философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека (эмоции, инстинкты, влечения), что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало.

Основная линия этого течения -- поиски антропо-биологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, которые основаны на естественных симпатиях людей.

Макс Шелер (1874-1928) -- немецкий философ, один из родоначальников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии -- учения о ценностях.

Шелер остро ощущал кризис европейской культуры, источником которого он считал культ выгоды и расчета. Шелер в противоположность логике интеллекта поставил логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный акт, с помощью которого осуществляется познание ценности.

С точки зрения философской антропологии человек:

  • -- уникален и универсален (он венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями, но он и универсален, ничто ему не чуждо -- ни космос, ни грубые инстинкты, ни возвышенная, утонченная деятельность);
  • -- является соотношением внутреннего и внешнего (духовный мир человека -- это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве, после чего он оказывается существом социальным, общественным);
  • -- это единство, состоящее из частей (человек биологический, разумный, действующий, рациональный, чувственный, этический -- все это объединено в каждом конкретном индивиде);
  • -- это существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее (человек обеспокоен своим будущим, потому что его везде ожидают кризисы, он и есть общество кризисное);
  • -- ему не избежать бремени ответственности перед самим собой (понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических позиций и идеалов, равно как и в их обновлении).
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>