Полная версия

Главная arrow Философия arrow Философия как наука

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Гносеологические вопросы в позитивизме и неопозитивизме

Позитивизм -- философское направление, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, позитивного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Мыслители позитивизма считают, что любое подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Главный лозунг позитивизма: каждая наука -- сама себе философия.

Основные представители: Огюст Конт (1798-1857); Джонс Стюарт Милль (1806-1873); Герберт Спенсер (1820-1903); Эрнст Мах (1838-1916).

По мнению Конта, человек должен стремиться к тому, чтобы, комбинируя наблюдения и эксперименты с рассуждениями, познать действительные законы явлений. При этом, считал Конт, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Конт разработал классификацию наук: математика (включая механику); астрономия; физика; химия; биология; социология.

Спенсер в своей гносеологии примиряет эмпиризм с априоризмом. Все знание он делит на три вида:

  • -- обыденное (необъединенное);
  • -- научное (частично объединенное);
  • -- философское (полностью объединенное). Философию Спенсер делит:
  • -- на общую (служит объяснению главных понятий);
  • -- на специальную (согласует основные понятия с опытными данными).

Эрнст Мах подверг анализу понятие "заблуждение" и его роль в научном познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественно-научного мышления.

Неопозитивизм -- одно из главных направлений западной философии в 30-60-е гг. ХХ в., последний этап развития позитивизма.

Основные мыслители: Карнап, Франк, Шлик, Ней-рат, Рейхенбах и др.

Неопозитивизм исследовал важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания: проблема соотношения чувственного и рационального в познании; проблемы факта; проблемы веры; проблемы познания и творчества; проблемы логики познания; проблемы логики роста знаний и др.

Главными предпосылками всякого познания неопозитивизм считал события и факты, т. е. "чувственные данные", находящиеся в сфере сознания субъекта.

Интересной особенностью данного течения является то, что он принципиально отождествил объект с теорией объекта. Это тут же сняло вопрос о существовании объективного мира как предмета, философского познания и приводило к замыканию философии лишь на познавательной проблематике логики и логического языка, тем более что логико-математический язык традиционно считался образцом достоверного знания.

Другой принципиальной особенностью являлась замена понятий "объективный факт" на "научный факт".

Научный язык в логическом позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут быть:

  • -- истинными;
  • -- ложными;
  • -- бессмысленными.

Бессмысленные предложения, по мнению Карна-па, не являются предложениями в собственном смысле слова, но лишь напоминают их по форме.

Любые философские предложения, по мнению Кар-напа, также являются бессмысленными высказываниями, потому что они не могут быть проверены путем сведения к атомарным высказываниям, фиксирующим тот или иной "факт".

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>