Полная версия

Главная arrow Философия arrow Философия как наука

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Философия средних веков (периодизация, специфика, основные темы)

Философия Средних веков -- это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.

Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:

  • -- в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность;
  • -- буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания;
  • -- конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои "злые" помыслы;
  • -- в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.

Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм -- обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

Схоластика (от греч. schole -- школа) -- это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики -- обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225-1274).

Основные труды Фомы Аквинского:

  • -- "Сумма теологии";
  • -- "Сумма философии";
  • -- "Сумма против язычников".

В работах Фомы Аквинского вводятся термины:

  • -- бытие возможное;
  • -- бытие действительное;
  • -- категории материи как возможность бытия;
  • -- категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность -- это "самое благородное во всей разумной природе" явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии:
    • 1) теоцентризм -- принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений;
    • 2) монотеизм -- Бог един и уникален, в отличие от античных богов;
    • 3) креационизм -- учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное;
    • 4) символизм -- принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;
    • 5) средневековый антропоцентризм -- согласно ему человек -- созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, -- не Космос, а человек. Величайшая добродетель -- не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди;
    • 6) средневековая герменевтика -- искусство истолкования текстов.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>