Полная версия

Главная arrow Медицина arrow Алкоголизм и молодежь

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Статистические таблицы

Таблица 1 . Факт пробы алкогольных напитков студентами 6 курса медико-профилактического факультета БГМУ

опыт употребления алкоголя

число студентов

удельный вес, %

пробовали алкоголь

36

100,0

н пробовали алкоголь

-

-

Таблица 2 .Наличие вредной привычки - употребление алкоголя у студентов 6 курса медико-профилактического факультета

наличие вредной привычки

число студентов

удельный вес, %

употребляют

часто

25

69,4

редко

11

30,6

не употребляют

-

-

Таблица 3. Наличие у студентов членов семьи, употребляющих алкогольные напитки

Наличие членов семьи, употребляющих алкоголь

Количество студентов

Удельный вес, %

Имеют

29

80,5

Имеют членов семьи, употреблявших ранее

5

13,9

Не имеют

2

5,6

Таблица 4. Отношение к алкоголю студентов 6 курса медико-профилактического факультета БГМУ

Отношение к алкоголю

Число студентов

Удельный вес, %

Находят положительные стороны в алкоголе

30

83,3

Не находят положительных сторон в алкоголе

6

16,7

Таблица 5. Осознание опасности употребления алкоголя для собственного здоровья среди студентов 6 курса медико-профилактического факультета БГМУ

Опасен ли алкоголь для здоровья

Число студентов

Удельный вес, %

Да

36

100

Нет

-

-

Не знаю

-

-

Таблица 6. Продолжительность употребления алкоголя среди студентов 6 курса медико-профилактического факультета БГМУ

Продолжительность употребления алкоголя

Число студентов

Удельный вес, %

До 3 лет

2

5,5

3 - 5

3

8,3

6- 8

29

80,6

9 и более

2

5,6

Таблица 7. Возраст начала употребления алкоголя среди студентов 6 курса медико-профилактического факультета БГМУ

Возраст, лет

Количество студентов

Удельный вес, %

До 12

9

25,0

12 - 18

26

72,2

Старше 18

1

2,8

Таблица 8. Причины начала употребления алкоголя среди студентов 6 курса медико-профилактического факультета БГМУ

Причины

Количество студентов

Удельный вес, %

Употребляют друзья

7

19,4

Употребляют родственники

12

33,4

Желание изменить имидж

6

16,7

Проблемы на учебе/ в семье

5

13,8

Желание выглядеть старше

2

5,6

Другое

4

11,1

Таблица 9. Частота употребления алкогольных напитков среди студентов 6 курса медико-профилактического факультета БГМУ

Частота употребления

Количество студентов

Удельный вес, %

1-2 раза в месяц

8

22,2

3-6 раза в месяц

22

61,1

1-2 раза в несколько месяцев

4

11,1

Несколько раз в год

2

5,6

Таблица 10. Основная цель употребления алкоголя среди студентов 6 курса медико-профилактического факультета БГМУ

Цель

Количество студентов

Удельный вес, %

Снять напряжение

9

25,0

Повысить настроение

11

30,6

Поддержать компанию

13

36,1

Другое

3

8,3

Таблица 11. Тяжесть употребляемых алкогольных напитков среди студентов 6 курса медико-профилактического факультета БГМУ

Алкогольные напитки

Количество студентов

Удельный вес, %

Пиво

21

58,4

Вино

5

13,8

Водка

6

16,7

Коктейли/джин-тоник

4

11,1

Расчет и оценка относительных величин:

Относительные величины (показатели, коэффициенты) получаются в результате отношения одной абсолютной величины к другой. Наиболее часто используются следующие показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения, наглядности.

* Экстенсивные показатели - показатели удельного веса, структуры, характеризуют распределение явления на составные части, его внутреннюю структуру. Вычисляются экстенсивные показатели отношением части явления к целому и выражаются в процентах или долях единицы.

Экстенсивный показатель = Абсолютный размер части явления x 100 ? Абсолютный размер явления в целом.

¦ Структура студентов по наличию опыта употребления алкогольных напитков:

? Удельный вес студентов, имевших когда-либо опыт употребления алкоголя = Количество студентов, пробовавших алкоголь х 100 / Количество опрошенных студентов = 36 х 100/ 36=100%

¦ Структура студентов по наличию вредной привычки употребления алкогольных напитков:

  • ? Удельный вес употребляющих алкоголь студентов = Количество студентов, употребляющих алкоголь х 100 / Количество опрошенных студентов = 36 х 100/ 36=100%
  • ? Удельный вес студентов, употребляющих алкоголь часто = Количество студентов, употребляющих алкоголь часто х 100 / Количество опрошенных студентов = 25 х 100/ 36=69,4%
  • ? Удельный вес студентов, употребляющих алкоголь редко = Количество студентов, употребляющих алкоголь редко х 100 / Количество опрошенных студентов = 11 х 100/ 36=30,6%

¦ Структура студентов по наличию у студентов членов семьи, употребляющих спиртное:

  • ? Доля студентов, имеющих членов семьи, употребляющих спиртное = Количество студентов, имеющих членов семьи, употребляющих спиртное x 100 ? Количество опрошенных студентов = 29 x 100 ? 36 = 80,5 %.
  • ? Доля студентов, не имеющих членов семьи, употребляющих спиртное = Количество студентов, не имеющих членов семьи, употребляющих спиртное x 100 ? Количество опрошенных студентов = 2 x 100 ? 36 = 5,6 %.
  • ? Доля студентов, имеющих членов семьи, употребляющих спиртное ранее = Количество студентов, имеющих членов семьи, употребляющих спиртное ранее x 100 ? Количество опрошенных студентов = 5 x 100 ? 36 = 13,9 %.

¦ Структура студентов по отношению к алкоголю:

  • ? Доля студентов, которые видят положительные стороны в употреблении алкоголя = Количество студентов, находящих положительные стороны в употреблении алкоголя x 100 ? Количество опрошенных студентов = 30 x 100 ? 36 = 83,3 %.
  • ? Доля студентов, которые не находят положительных сторон в употреблении алкоголя = 100 - Доля студентов, которые видят положительные стороны в употреблении алкоголя = 100 - 83,3 = 16,7 %.

¦ Структура студентов по осознанию опасности алкоголя для собственного здоровья:

? Удельный вес студентов, считающих употребление алкоголя опасным для собственного здоровья = Количество студентов, считающих употребление алкоголя опасным для собственного здоровья x 100 ? Количество опрошенных студентов = 36 x 100 ? 36 = 100%.

¦ Структура употребляющих алкогольные напитки студентов по продолжительности употребления:

  • ? Удельный вес студентов, продолжительность употребления спиртного которых до 3 лет = Количество студентов, которые употребляют до 3 лет x 100 ? Количество пьющих студентов = 2 x 100 ? 36 = 5,5 %.
  • ? Удельный вес студентов, которые употребляют спиртное 3 - 5 лет = Количество студентов, употребляют спиртное 3 - 5 лет x 100 ? Количество пьющих студентов = 3 x 100 ? 36 = 8,3 %.
  • ? Удельный вес студентов, которые употребляют спиртное до 6 - 8 лет = Количество студентов, употребляют спиртное 6 - 8 лет x 100 ? Количество пьющих студентов = 29 x 100 ? 36 = 80,6 %.
  • ? Удельный вес студентов, которые употребляют спиртное 9 и более лет = Количество студентов, употребляют спиртное 9 и более лет x 100 ? Количество пьющих студентов = 2 x 100 ? 36 = 5, 6 %.

¦ Структура употребляющих алкогольные напитки студентов по возрасту начала употребления:

  • ? Доля студентов, начавших употреблять алкоголь до 12 лет = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь до 12 лет x 100 ? Количество пьющих студентов = 9 x 100 ? 36 = 25,0 %.
  • ? Доля студентов, начавших употреблять алкоголь в 12 - 18 лет = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь в 12 - 18 лет x 100 ? Количество пьющих студентов = 26 x 100 ? 36 = 72,2 %.
  • ? Доля студентов, начавших употреблять алкоголь старше 18 лет = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь старше 18 лет x 100 ? Количество пьющих студентов = 1 x 100 ? 36 = 2,8 %.

¦ Структура по причинам начала употребления алкоголя:

  • ? Удельный вес студентов, начавших употреблять алкоголь по причине наличия выпивающих друзей = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь по причине наличия выпивающих друзей x 100 ? Количество пьющих студентов = 7 x 100 ? 36 = 19,4 %.
  • ? Удельный вес студентов, начавших употреблять алкоголь по причине наличия употребляющих спиртное членов семьи = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь по причине наличия употребляющих спиртное членов семьи x 100 ? Количество пьющих студентов = 12 x 100 ? 36 = 33,4 %.
  • ? Удельный вес студентов, начавших употреблять алкоголь, чтобы изменить имидж = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь, чтобы изменить имидж x 100 ? Количество пьющих студентов = 6 x 100 ? 36 = 16,7 %.
  • ? Удельный вес студентов, начавших употреблять алкоголь по причине наличия проблем на учебе/ в семье = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь по причине наличия проблем на учебе/ в семье x 100 ? Количество пьющих студентов = 6 x 100 ? 36 = 16,7 %.
  • ? Удельный вес студентов, начавших употреблять алкоголь, чтобы выглядеть старше = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь, чтобы выглядеть старше x 100 ? Количество пьющих студентов = 2 x 100 ? 36 = 5,6 %.
  • ? Удельный вес студентов, начавших употреблять алкоголь, чтобы выглядеть старше = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь, чтобы выглядеть старше x 100 ? Количество пьющих студентов = 2 x 100 ? 36 = 5,6 %.
  • ? Удельный вес студентов, начавших употреблять алкоголь по другим причинам = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь по другим причинам x 100 ? Количество пьющих студентов = 4 x 100 ? 36 = 11,1 %.

¦ Структура употребляющих спиртное студентов по частоте распития алкогольных напитков:

  • ? Доля студентов, употребляющих спиртное 1-2 раза в месяц = Количество студентов, употребляющих спиртное 1-2 раза в месяц x 100 ? Количество пьющих студентов = 8 x 100 ? 36 = 22,2 %.
  • ? Доля студентов, употребляющих спиртное 3-6 раз в месяц = Количество студентов, употребляющих спиртное 3-6 раз в месяц x 100 ? Количество пьющих студентов = 22 x 100 ? 36 = 61,1 %.
  • ? Доля студентов, употребляющих спиртное 1-2 раза в несколько месяцев = Количество студентов, употребляющих спиртное 1-2 раза в несколько месяцев x 100 ? Количество пьющих студентов = 4 x 100 ? 36 = 11,1 %.
  • ? Доля студентов, употребляющих спиртное несколько раз в год = Количество студентов, употребляющих спиртное несколько раз в год x 100 ? Количество пьющих студентов = 2 x 100 ? 36 = 5,6 %.

¦ Структура по основной цели употребления алкоголя:

  • ? Удельный вес студентов, употребляющих алкоголь, чтобы снять напряжение = Количество студентов, употребляющих алкоголь, чтобы снять напряжение x 100 ? Количество пьющих студентов = 9 x 100 ? 36 = 25 %.
  • ? Удельный вес студентов, употребляющих алкоголь, чтобы повысить настроение = Количество студентов, употребляющих алкоголь, чтобы повысить настроение x 100 ? Количество пьющих студентов = 11 x 100 ? 36 = 30,6 %.
  • ? Удельный вес студентов, употребляющих алкоголь, чтобы поддержать компанию = Количество студентов, употребляющих алкоголь, чтобы поддержать компанию x 100 ? Количество пьющих студентов = 13 x 100 ? 36 = 36,1 %.
  • ? Удельный вес студентов, начавших употреблять алкоголь по другим причинам = Количество студентов, начавших употреблять алкоголь по другим причинам x 100 ? Количество пьющих студентов = 3 x 100 ? 36 = 8,3 %.

¦ Структура студентов по крепости употребляемого алкоголя:

  • ? Удельный вес студентов, употребляющих пиво = Количество студентов, употребляющих пиво x 100 ? Количество пьющих студентов = 21 x 100 ? 36 = 58,4 %.
  • ? Удельный вес студентов, употребляющих вино = Количество студентов, употребляющих вино x 100 ? Количество пьющих студентов = 5 x 100 ? 36 = 13,8 %.
  • ? Удельный вес студентов, употребляющих водку = Количество студентов, употребляющих водку x 100 ? Количество курящих студентов = 6 x 100 ? 36 = 16,7 %.
  • ? Удельный вес студентов, употребляющих коктейли/джин-тоник = Количество студентов, употребляющих коктейли/джин-тоник x 100 ? Количество пьющих студентов = 4 x 100 ? 36 = 11,1 %.
  • * Показатели соотношения - представляют собой соотношение двух самостоятельных, независимых друг от друга, качественно разнородных величин.

Показатель соотношения = Абсолютный размер явления x 100 (1000, 10000, 100000) ? Абсолютный размер среды, не продуцирующей данное явление.

¦ Показатель соотношения = Количество студентов, употребляющих алкоголь, чтобы поддержать компанию х 100/ Количество студентов, употребляющих пиво = 13 х 100/ 21 =61,9 на 100 студентов.

Расчет и оценка средних величин:

Средние величины дают обобщающую характеристику статистической совокупности по определенному изменяющемуся количественному признаку.

Таблица 11. Продолжительность употребления алкогольных напитков среди студентов

V, продолжительность спиртного, лет

P, число студентов

V*P

d

*P

1

1

1

-5,36

28,73

28,73

2

1

2

-4,36

19,01

19,01

3

2

6

-3,36

11,29

22,58

5

1

5

-1,36

1,85

1,85

6

11

66

-0,36

0,13

1,43

7

13

91

0,64

0,41

5,33

8

5

40

1,64

2,69

13,45

9

2

18

2,64

6,97

13,94

Мода (Mo) - величина признака, чаще других встречающаяся в совокупности. За моду принимают варианту, которой соответствует наибольшее количество частот вариационного ряда.

Мо = 7 лет

Медиана (Me) - величина признака, занимающая срединное значение в вариационном ряду. Она делит вариационный ряд на две равные, части.

Ме = n ? 2 = 36 ? 2 = 18

Место медианы приходится на 18-ю варианту, числовое значение которой равно 7 лет.

Средняя арифметическая (М) - рассчитывается на основе всех числовых значений изучаемого признака.

M = = 229 ? 36 = 6,36 лет.

Приближенный метод оценки колебаемости вариационного ряда - это определение лимита, т.е. минимального и максимального значения количественного признака, и амплитуды - т.е. разности между наибольшим и наименьшим значением вариант (Vmax - Vmin).

LIM max = 9 лет

LIM min = 1 год

А = 9 - 1 = 8 лет

Основной общепринятой мерой колебаемости количественного признака в пределах вариационного ряда является среднее квадратическое отклонение (у - сигма).

у = = = 1,72 года.

Распределение признака является нормальным, так как:

М +- 1 у = 6,36 +- 1,72 = 4,64 ч 8,08 лет

В предел М +- 1 у входит 30 значений вариант, что составляет 83,3 % , что больше 68,3 %.

Для определения степени точности выборочного исследования оценивается величина ошибки, которая могла произойти в процессе выборки. Оценка достоверности результатов исследования предусматривает определение:

1) ошибки репрезентативности (mм) средней арифметической величины (М):

mм = +- у ? = +- 1,72 ? = +- 0,29 лет

M ? mм = 6,36 ? 0,29 = 21,93 , что больше 3, что свидетельствует о достоверности исследования.

2) доверительных границ средних величин в генеральной совокупности:

Мген = Мвыб +- t* mм = 6,36 +- 2*0,29 = 6,36 +- 0,58 =5,78 ч 6,94 лет.

Если бы исследование проводилось на генеральной совокупности, то средняя продолжительность курения среди курящих студентов составила бы от 5,78 до 6,94 лет с вероятностью безошибочного прогноза 95,5 %. Анализ результатов с использованием статистических методов

С использованием метода Хи-квадрат, охарактеризовали наличие связи между явлениями (наличием привычки употребления алкогольных напитков среди членов семьи и распитием спиртного самих студентов) и оценили значимость различий между ними. Использовалась упрощенная формула, пригодная для «четырехпольной таблицы», клетки которой условно обозначаются буквами.

= (34*2 - 0)2*36/34*2*34*2 =166464/4624=36

Рассчитанный ч2 = 36 больше табличного, который при числе степеней свободы n' = (2-1)*(2-1) =1, равен 3,8 (p<0,05) и вероятности безошибочного прогноза 95 %.

Следовательно, наличие употребляющих (-вших) алкоголь членов семьи влияет на приверженность к алкоголю у студентов с вероятностью безошибочного прогноза 95 %.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>