Полная версия

Главная arrow Экономика arrow Анализ системы сбыта продукции филиала "Тепличный" РУП "Витебскэнерго"

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Анализ ценообразования на продукцию

Ценовая политика является неотъемлемой составляющей комплекса маркетинга, поэтому для оценки конкурентоспособности продукции необходимо проанализировать ценовую политику.

Стратегия ценообразования филиала «Тепличный» РУП «Витебскэнерго» направлена на поддержание уровня цен, обеспечивающего покрытие затрат на реализацию продукции и получение максимально высокого уровня доходов при соблюдении действующего законодательства и с учетом ценовой политики конкурентов.

Ценовая политика филиала «Тепличный» РУП «Витебскэнерго» направлена на достижение следующих целей:

увеличение объемов продаж;

максимизация текущей прибыли;

завоевание большей доли рынка.

Цены, по которым реализуется продукция, формирует экономист по ценам в форме приказа исходя из производственной себестоимости, плановых накоплений, единого налога и НДС - отпускная цена (для сторонних организаций), а если добавить торговую надбавку и НДС, то получится розничная цена, которую использует фирменная торговля.

Овощи защищенного грунта относятся к социально значимым товарам. Поэтому со стороны отдела ценообразования Витебского облисполкома ведется постоянный контроль за изменением цен и их регулированием.

Но из-за того, что овощи продукт сезонный и скоропортящийся цены на них изменяются по периодам. Филиал реализует овощную продукцию по отпускным ценам, помещенным в прейскуранты.

Реализация продукции в ведомственной торговой сети часто ведется с применением минимальных торговых надбавок. Положительное в этом - более низкие цены по сравнению с другими продавцами и более высокий товарооборот. Отрицательное - минимальной торговой наценкой не покрываются затраты по торговле и сокращается число потенциальных других оптовых покупателей.

Для крупных оптовых покупателей предусмотрены разовые скидки в зависимости от объема покупки и только при условии предоплаты.

Так, при отпуске помидоров и огурцов (являющихся скоропортящейся продукцией) партией от 3-х до 5 тонн скидка составляет 5 %, от 5 до 8 тонн - до 10 %, свыше 8 тонн - до 25 %. При реализации овощей открытого грунта (в связи с большими объемами производства и недостатком площадей для хранения) партией свыше 10 тонн предоставляется скидка в размере 15 %, свыше 30 тонн - до 20 %, свыше 100 тонн - 30 %. Кроме того, предприятием используются индивидуальные скидки: 15 % - воинским частям и для выездной торговли; в размере 20 % - для объектов фирменной торговли.

Согласно положению о скидках, предоставляемых покупателям, отпуск продукции производится на основании заключенных договоров, согласно которым производится оплата за поставляемую продукцию.

Цены на овощи устанавливаются с учетом спроса и сезона продаж. При повышенном спросе скидки не применяются.

Продажи овощей защищенного грунта осуществляются 10 месяцев в году.

В ранний весенний период (февраль-май) реализуется более 49 % овощей по цене выше среднегодовой. В осенний период (октябрь-ноябрь) по таким ценам реализуется еще около 20 % продукции. И только 30,9 % продукции реализуется в летние месяцы по цене ниже среднегодовой и соответственно ниже себестоимости, т.е. с убытками.

В декабре и январе овощи защищенного грунта не производятся и не реализуются. Но в этот период на них самые высокие цены. Средние цены на овощи филиала колеблются в течение года, максимально значения они достигают: по огурцам и томатам - в феврале и апреле, соответственно, а по остальным овощам - в июне и июле, что связано с сезонностью производства данной продукции.

Отпускные цены на овощи открытого грунта в 2013 году достигли максимального уровня в летние месяцы, а к сезону сбора овощей у населения снова были снижены.

Успешное функционирование филиала в современных экономически нестабильных условиях, предполагает гибкую политику в отношении установления отпускных цен на продукцию. Определенные условия требуют эластичного поведения в ценовой политике.

Для достижения цели филиалом проводится работа по изучению основных рынков сбыта на предмет изменения ёмкости рынков в зависимости от ценового фактора, изменения уровня доходов, социально-психологических ориентаций населения в области продуктов питания.

На основании полученных результатов делается вывод о необходимости повышения цен на отдельные группы продукции или снижения цен на те группы или виды продукции, по которым наблюдается уменьшение доли рынка, либо имеется необходимость их увеличить.

В таблице 2.11 представлены данные об изменении среднереализационных цен на продукцию РУП «Витебскэнерго» филиала «Тепличный» в разрезе 2013 - 2014 гг.

Таблица 2.11 - Динамика изменения средних цен РУП «Витебскэнерго» филиала «Тепличный» в разрезе 2013 - 2014 гг.

Наименование продукции

Среднереализационная цена, руб. / кг с НДС

Темп роста, %

2013 г.

2014 г.

2014 г. к 2013 г.

Молоко

3154

3623

114,9

Мясо КРС

19202

20309

105,8

Огурцы

13410

13553

101,1

Томаты

10509

11858

112,8

Редька

2715

4342

159,9

Прочие овощи открытого грунта

3288

5326

162,0

Лук репчатый

4067

4466

109,8

Капуста

1862

3418

183,6

Свекла

1453

2680

184,4

Морковь

2638

2788

105,7

Зерно

1472

1976

134,2

Источник: составлено автором на основании данных предприятия.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что большинство цен на ряд выпускаемой филиалом продукции фактически не изменились. В то время, как цены на промышленные товары (топливо, минеральные удобрения и т.п.) выросли не менее чем в 2,5 раза.

Успешное функционирование организации в современных экономически нестабильных условиях, предполагает гибкую политику в отношении установления отпускных цен на продукцию. Определенные условия требуют эластичного поведения в ценовой политике. Для этого филиалом «Тепличный» проводится работа по изучению основных рынков сбыта Витебской области на предмет изменения емкости рынков в зависимости от ценового фактора, изменения уровня доходов, социально-психологических ориентаций населения в области продуктов питания.

На основании полученных результатов делается вывод о необходимости повышения цен на отдельные группы овощной продукции или снижения цен на те группы или виды продукции, по которым наблюдается уменьшение доли рынка, либо имеется необходимость их увеличить.

Основными покупателями продукции филиала являются: торговые предприятия г. Орша и Витебска, частные фирмы и предприниматели региона, а также предприятия «Облпотребсоюза», сети общественного питания. Большинство потребителей являются постоянными - более 5 лет. Со всеми покупателями заключаются договора поставки на 1 год.

Произведенная продукция реализуется по отпускным ценам, согласованным с покупателями. Оршанский и Витебский Райисполком на зимний период (ноябрь-май) доводят до филиала «Тепличный» планы по обеспечению торговой сети города Орши и части торговой сети города Витебск овощной продукцией. Следовательно, филиал «Тепличный» должен выполнить этот план. Если же филиал не может его выполнить, реализуя свою продукцию, то он закупает овощи у других производителей.

Так, например, осенью 2014 года была закуплена овощная продукция филиалом «Тепличный» у сторонних организаций для дальнейшей ее реализации в зимний период.

Данные о закупках представлены в таблице 2.12.

Таблица 2.12 - Закупка овощной продукции филиалом «Тепличный» и ее реализация в 2014 году

Наименование продукции

Закуплено,

тонн

На сумму,

млн. руб.

Цена за 1 кг/руб.

(с НДС)

Капуста

238

1737,4

7300

Лук репчатый

108

918

8500

Картофель

235

1621,5

6900

Итого

581

4279,9

-

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

С 15 сентября начинается уборка и закладка овощей, а именно капусты, лука, моркови в овощехранилище.

С октября до апреля овощи открытого грунта распределяются на Оршанский оптовый отдел и Витебскую базу с овощехранилища в Орше, а с мая по сентябрь - с центрального склада, который находится на территории филиала «Тепличный».

Овощи закрытого грунта распределяют всегда по оптовым отделам только с центрального склада филиала.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>