Полная версия

Главная arrow Экономика arrow Деятельность фирмы в условиях рынка

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Понятие фирмы. Эволюция фирмы

Первоначально понятие «фирма» (от итальянского firma - подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебной литературе фирма рассматривается как определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью (производством экономических благ) и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов, что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать [4, с.69].

Фирма представляет собой взаимопереплетение отношений и интересов разного рода экономических агентов: акционеров, индивидуальных собственников, управляющих, работников, кредиторов, дебиторов. Общая цель каждого экономического агента заключается в максимизации собственного благосостояния. Однако каждый из них понимает ее по-своему, в соответствии со своим местом и со своей функцией в экономической системе. Каждый из данных экономических субъектов выбирает фирму в качестве способа достижения этой специфической цели. В результате фирма начинает проводить иную политику на рынке (в отношении цены и объема сбыта), чем если бы для нее была характерна единственная цель - максимизация прибыли.

Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Отличия фирмы от других хозяйствующих субъектов сформулированы в ее признаках.

Признаки фирмы [7, с.72]:

1. Фирма представляет собой первичную единицу бизнеса.

Фирма -- это такой агент, который выполняет функцию производства в промышленном масштабе.

2. Фирма является самостоятельным экономическим агентом.

Самостоятельность фирмы понимается как:

  • - юридическая независимость (фирма представляет собой юридическое лицо со своим расчетным счетом в банке, зарегистрированное в органах государственного управления);
  • - организационная обособленность (фирма как целостная единица никому более не подчинена);
  • - производственная и финансовая свобода (фирма сама решает, что производить, где производить, как производить и каким образом распределять полученный результат).

Самостоятельность фирмы выражается в особом наименовании фирмы -- ее торговой марке.

3. Фирма выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг.

При этом под товарами и услугами понимаются исключительно экономические блага, то есть такие объекты, которых недостаточно для обеспечения потребности всех желающих при нулевой цене. Именно недостаточность благ для полного обеспечения потребности общества составляет основу обмена, рыночного взаимодействия, поддержка которого в его воспроизводственной части и осуществляется фирмой. Другими словами, фирма -- это инструмент альтернативного распределения ресурсов в экономике между конкурирующими возможностями их использования.

4. Существование и рост фирмы обеспечивается за счет прибыли, т.е. разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками.

Согласно данному критерию, некоммерческие организации - учреждения, доходы которых изначально предполагаются в размерах, только покрывающих их издержки, - не рассматриваются в качестве фирм, так как для них характерны несколько иные стереотипы поведения в экономике. Предполагается, что прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы, либо как главная цель, либо как один из значимых критериев ее поведения [5, с.114]. предприятие фирма экономика рыночный

Функция фирмы в обществе заключается в производстве товаров и услуг. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения экономической системы. Поэтому для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме всегда присутствовала в системе. Это задает глобальную цель фирмы как экономического субъекта, действующего в рамках совокупной системы экономики, которая состоит в том, чтобы продолжать существовать, вне зависимости от окружающих условий. Таким образом, целью фирмы в экономической системе является сам процесс функционирования, или существования. Однако эта глобальная цель может принимать разные формы в зависимости от того, кто именно принимает решение, какой экономический агент представляет собой функцию фирмы в каждом конкретном случае.

Следует отметить, что поскольку на реальной фирме обычно действуют несколько экономических агентов одновременно, для нее характерно переплетение и взаимодействие различных целей, что в итоге дает разное поведение конкретной фирмы, которое выходит за рамки простых теоретических моделей.

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определённом конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; повышение качества продукции; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка и др.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели международной корпорации ЗМ, а также общие тенденции развития производства в Японии. ЗМ является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества.

Цели деятельности фирмы представлены в табл.1.1[9, с.250].

Таблица 1.1

Основные цели деятельности фирмы

Общественная группа

Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Экономический рост

Поступления от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение окружающей среды

Сохранение природных ресурсов

Местная община

Благосостояние общины

Держатели акций

Рост доходов

Кредиторы

Рост стоимости акций

Работники наёмного труда

Занятость

Уровень оплаты

Досуг

Условия труда

Удовлетворение от работы

Потребители

Стабильность доходов

Справедливые цены

Обеспечение выбора

Удовлетворение потребностей

Управляющие

Рост доходов

Профессиональный интерес

Длительное время экономическая наука не придавала большого значения исследованию сущности фирмы. Предполагалось, что фирма есть данность, существующая органически в рамках рыночной организации производства. Однако к середине XX века стало очевидно, что на эффективную деятельность различных рыночных систем, в том числе фирм, значительное влияние оказывают факторы, ранее учеными не рассматривавшиеся. Эта проблема заставила их обратиться к изучению природы фирм.

Действительно, если собрать в одном месте в одно время только классические факторы, необходимые для производства продукции (землю, труд и капитал), то стихийное возникновение современной высокотехнологичной продукции будет маловероятно. По-видимому, для возникновения производства требуется еще один фактор, который можно назвать организационным. Большинство современных теорий исходит из того, что в качестве организатора производства и лица, принимающего на себя риск, выступает предприниматель (собственник средств производства данной фирмы, или, точнее, экономический агент, соединяющий все факторы производства в производственном процессе). Именно он обладает так называемой предприимчивостью (предпринимательской способностью) и соответственно получает в качестве оплаты вложенного фактора вознаграждение в виде прибыли.

Альтернативой данным взглядам является марксистская теория прибавочной стоимости, суть которой сводится к тому, что предприниматель; компенсируя наемным работникам стоимость их рабочей силы, присваивает все излишки над ее величиной, производимые наемными работниками с помощью принадлежащих ему средств производства. Не вдаваясь в идеологическую дискуссию, отметим, что изучение сущности фирмы, ее природы имеет безусловную важность для экономической науки.

Американский экономист Ф. Найт считает, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределённости. Чем сильнее неопределённость, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком.

Одним из наиболее известных направлений исследования природы фирмы стала теория транзакционных издержек Рональда Коуза, который связал причину возникновения фирмы как структуры в рыночной экономике с издержками функционирования самого рыночного механизма. Основными парадоксами взаимного существования рынка и крупной корпорации, изучаемыми Р. Коузом, являлись два аспекта существования крупных корпораций [10, с.52]:

  • 1) если конкурентные рынки настолько эффективны, то почему существуют фирмы, которые в своем внутреннем взаимодействии обычно обходятся без традиционных рыночных сделок?
  • 2) если фирмы как организационные структуры имеют определенные преимущества перед рыночным механизмом, то почему они не заменили рынок полностью?

Разрешение указанных противоречий Р. Коуз видел в издержках на заключение рыночных сделок -- транзакционных издержках. Поскольку постоянное использование рыночного механизма в условиях непредсказуемости цены на сырье и готовую продукцию обходится фирме достаточно дорого, она стремится к внерыночным способам установления цен на основе так называемых долговременных договоренностей. Такие договоренности фактически представляют собой сделки с оговоренной взаимовыгодной ценой в течение определенного периода. При заключении сделок подобного рода фирмы несут серьезные издержки, называемые организационными. Теперь каждая фирма решает для себя задачу альтернативного выбора: использовать рыночный механизм, неся транзакционные издержки, либо прибегнуть к устойчивым сделкам, пожертвовав издержками организационными [10, с.53].

Таким образом, фирма - это самостоятельная хозяйственная единица разных форм собственности, объединяющая экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. В современной экономике фирмы производят основную массу услуг и товаров. Функционирование же фирм обеспечивают предприниматели. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>