Полная версия

Главная arrow Экономика arrow Инвестиционная стратегия Брянской области на период до 2020 года

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ

Механизмы и инструменты управления реализацией инвестиционной стратегии

Множественность и сложность инвестиционных процессов, происходящих на территории Брянской области, делает невозможным решение стоящих перед регионом инвестиционных задач изолированно, без взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с широким кругом экономических и общественных субъектов, что, в свою очередь, определяет необходимость применения комплексного подхода и программно-целевых методов.

Таким образом, в основе механизма реализации инвестиционной политики Брянской области лежит упорядоченный набор средств, включающих экономические и политические ресурсы, механизмы и мероприятия по воздействию на реализацию инвестиционных проектов субъектами инвестиционной деятельности, применяемые органами региональной власти для достижения целей инвестиционного развития. При этом механизм управления Инвестиционной стратегией Брянской области - составная часть региональной инвестиционной системы, которая включает в себя все инвестиционные объекты и субъекты.

Следовательно, инвестиционная стратегия как документ инвестиционной политики состоит из следующих структурных компонентов:

система целеполагания, выраженная в наборе ключевых показателей (индикаторов) эффективности, отражающих степень решенности той или иной проблемы в сфере инвестиционного развития;

объекты и методы управления, на которые осуществляется воздействие в рамках реализации инвестиционной политики в соответствии с действующим законодательством и полномочиями региональных органов власти;

ресурсная база управления, включающая материальное, финансовое, кадровое, организационное обеспечение конкретных проектов и мероприятий, реализуемых в рамках выбранных методов управления.

Комплексный механизм повышения инвестиционной привлекательности Брянской области, реализуемый департаментом экономического развития Брянской области, направлен на формирование комфортной среды и приемлемых условий для развития инвестиционной деятельности на территории региона и предусматривает реализацию следующих направлений:

повышение объемов государственной поддержки инвестиционной деятельности Правительством Брянской области посредством увеличения государственного долга области с доведением доли регионального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал до средних показателей по ЦФО;

расширение перечня мер административно-правовой и налоговой поддержки инвестиций, включая:

совершенствование региональной нормативной правовой базы. В период реализации Стратегии будут разработаны и приняты нормативные правовые акты, необходимые для ее реализации;

использование дополнительных мер налоговой политики. Предполагается предоставление льготных налоговых ставок, прежде всего, по транспортному и земельному налогам, а также рассрочек и налоговых кредитов по местным и региональным налогам;

упорядочение вопросов землепользования. Планируется продолжение ведения единого перечня инвестиционных площадок с описанием их параметров (наличие коммуникаций и возможность подключения к электросетям, уровень транспортного сообщения, правовой статус земельного участка и т.д.);

повышение земельного налога на неиспользуемые земельные участки;

первоочередное подведение коммуникаций к земельным участкам, предполагаемым к эксплуатации для жилищного строительства;

обеспечение комплексной поддержки кластерного развития;

повышение эффективности работы органов государственной исполнительной власти региона по привлечению инвестиций посредством внедрения в карты ключевых показателей эффективности органов исполнительной власти Брянской области, коэффициентов, относящихся к стимулированию инвестиционной деятельности;

улучшение инвестиционного имиджа Брянской области посредством реализации мероприятий комплексного брендинга Брянской области.

Соответственно, объектами управления со стороны региональных органов власти в рамках инвестиционной стратегии становятся компоненты народного хозяйства, т.е. непосредственно хозяйствующие субъекты или их системы (например, кластеры, территориально-производственные комплек-сы, холдинги) в рамках конкретных отраслей и сегментов (секторов) рынка, а также общая материальная и виртуальная инфраструктура осуществления инвестиционной деятельности в регионе. Участниками реализации Инвестиционной стратегии являются непосредственно территориальные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти региона. Основным органом, координирующим процесс реализации Инвестиционной стратегии, является инвестиционный совет при Губернаторе Брянской области, образованный в соответствии с распоряжением Губернатора Брянской области от 13 декабря 2013 года № 1297-рг.

Таким образом, институциональное измерение Инвестиционной стратегии состоит в создании эффективных институтов территориального инвестиционного развития, необходимых для поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

Организационные механизмы инвестиционной стратегии включают нормотворческую и общую регулятивную политику, определяющую правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Брянской области, и не предполагают использование дополнительных бюджетных (фискальных и финансовых) инструментов для стимулирования инвестиционных процессов в регионе. Данные механизмы являются системой обязательных для исполнения требований и распоряжений органов региональной власти по отношению к субъектам инвестиционной деятельности касательно принимаемых последними управленческих (инвестиционных) решений. К таким механизмам относятся:

управление государственным имуществом в интересах повышения инвестиционной емкости Брянской области;

управление системой регионального заказа в интересах стимулирования предпринимательской инициативы;

защита коммерческих интересов субъектов инвестиционной деятельности путем оптимизации регламентов региональных органов власти для снижения административных барьеров при реализации инвестиционных проектов;

общее регулирование инвестиционного развития Брянской области, в т. ч. за счет мероприятий государственных программ и законодательного обеспечения инвестиционных процессов.

Экономические механизмы осуществления инвестиционной политики направлены на регулирование рационального экономического поведения субъектов инвестиционной деятельности в рыночных условиях. Данные механизмы в рамках настоящей Инвестиционной стратегии предусматривают использование налоговых, кредитно-денежных, бюджетных элементов воздействия. К таким механизмам относятся:

кредитно-денежные механизмы: целевое кредитование; установление лимитов кредитования, объемов выдаваемых кредитов;

прямые бюджетные механизмы: управление структурой бюджета Брянской области (дотации и субвенции, инвестиционные программы и планы, целевое финансирование инвестиционных проектов);

косвенные бюджетные механизмы: предоставление бюджетных субсидий (на поддержку "полюсов инвестиционного роста" Брянской области, на подготовку и повышение квалификации специалистов, в виде бюджетных гарантий инвесторам);

прямые налоговые механизмы: совершенствование системы налогообложения по налогам, зачисляемых в региональный бюджет, для снижение налогового бремени на субъекты инвестиционной деятельности с целью стимулирования их деловой активности;

косвенные налоговые механизмы: стимулирующие субвенции и льготы для приоритетных инвестиционных проектов и системообразующих предприятий, в частности, в моногородах;

другие механизмы: маркетинг инвестиционных возможностей Брянской области, управление государственными инвестициями, внешнеэкономические и внешнеторговые методы в сфере экономических связей субъектов инвестиционной деятельности за пределами региона.

Развитие приоритетных отраслей народного хозяйства Брянской области в рамках реализации инвестиционной стратегии должно происходить на основе формирования портфеля инвестиционных проектов региона 3 видов:

системообразующие проекты (мегапроекты): долгосрочные масштабные проекты, обладающие высоким мультипликативным эффектом по развитию всей профильной отрасли или региона;

основные проекты (особо важные проекты): крупные средне-долгосрочные проекты, которые в будущем сформируют основные производственные мощности региона;

инновационные проекты: высоко маржинальные проекты, направленные на повышение инновационной емкости и добавленной стоимости, производимой в экономики области продукции.

Принципы формирования портфеля проектов: в рамках развития каждой из приоритетных отраслей предполагается 3 очереди формирования портфеля проектов:

группа проектов первой очереди сформирована из наиболее перспективных проектов, направленных на качественное развитие отрасли в регионе (формирование "точек роста");

группа проектов второй очереди направлена на поддержание основного вектора развития отрасли и должна быть сформирована после получения результатов создания пула проектов первой очереди;

группа проектов третьей очереди направлена на "горизонтальное" развитие отрасли.

Процесс отбора проектов в рамках инвестиционной стратегии должен соответствовать стандартам работы институциональных инвесторов и включать следующие принципиальные этапы:

краткая экспертиза проекта с привлечением аналитиков специализированной организации и отраслевых консультантов из заинтересованных ведомств.

Результат:

  • 1) резюме проекта: бизнес-идея, команда, интеллектуальный капитал;
  • 2) финансовая модель: потребность в инвестициях, окупаемость, потенциал капитализации, основные финансовые показатели;
  • 3) предпочтительная модель поддержки проекта;

комплексная экспертиза проекта с привлечением инвестиционных менеджеров специализированной организации и независимых консультантов. Результат: оценка технологической новизны проекта и степени ее защищенности (ноу-хау, патенты); оценка маркетинговой стратегии и потенциала проекта (объем, емкость, сегментация рынка, организация сбыта, бренд); оценка финансовых параметров; оценка юридического регулирования деятельности по реализации проекта; оценка кумулятивных социальных эффектов для муниципального образования, где предполагается реализовать проект, и области в целом;

формирование проектного комитета из менеджеров проектов. Комитет принимает решение одобрить поддержку проекта, отклонить или отправить проект на доработку;

выбор формы поддержки одобренных проектов со стороны региона при участии Совета директоров специализированной организации. Варианты поддержки:

  • 1) оказать организационное содействие в привлечении инвестиций;
  • 2) оказать содействие в привлечении инвестиций с софинансированием проекта со стороны корпорации развития или иных институтов Правительства области;
  • 3) оказать консультационную поддержку проекта;
  • 4) оказать административную (фискальную) поддержку, например, включить проект в перечень приоритетных проектов с вытекающими последствиями.

Основным направлением региональной инвестиционной политики должна стать реализация ряда системообразующих проектов, которые зададут магистральные направления роста в приоритетных областях. При выборе системообразующих проектов следует учитывать, что региональные инновации заключаются не только во внедрении собственных технологий области, но и в освоении передовых технологий отечественных и зарубежных компаний, неиспользуемых предприятиями Брянской области, способных обеспечить его прорывное развитие в приоритетных областях. Каждый такой проект должен дать отдачу, как в виде прямого экономического эффекта, так и в существенном росте инновационного имиджа и инвестиционной привлекательности Брянской области.

Для стимулирования территориального развития будут расширяться меры государственной поддержки в виде предоставления инвестиционных площадок на территориях формирующихся зон особого развития (индустриальных, технологических, логистических парков). Резидентам данных парков будет оказываться государственная поддержка в виде со-финансирования строительства объектов инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства, предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат по уплате процентов коммерческих банков, предоставленных для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, налоговые льготы на прибыль и имущество. Первым шагом в развитии сети парков на территории Брянской области должно стать формирование реестра перспективных инвестиционных площадок муниципальных образований Брянской области. Реестр должен включать информацию о территориальном размещении площадки, оценку временных и финансовых затрат на обеспечение ее инженерно-транспортной инфраструктурой.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ