Полная версия

Главная arrow Экономика arrow Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Основные выводы и рекомендации

  • 1. Федеральную программу финансовой поддержки МСП сложно назвать программой в том смысле, в котором программы определяются в базовом законе о развитии малого и среднего предпринимательства - Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В частности, в программе отсутствуют связи между основными программными блоками: «постановка проблемы - выбор целей для решения проблемы - разложение цели на систему задач - составление перечня мероприятий для решения задач - выбор системы целевых индикаторов для оценки эффективности мероприятий программы».
  • 2. Проектная карта «Развитие малого и среднего предпринимательства», которая была принята для обеспечения взаимоувязки между основными блоками федеральной программы финансовой поддержки МСП, так и не смогла решить эту задачу. Так, целевые индикаторы, представленные в проектной карте, во-первых, мало отражают вклад действий, предпринятых в рамках программы, в динамику выбранных индикаторов, во-вторых, иногда представлены нереалистичными целевыми значениями, что подтверждает имеющаяся статистика за 2008-2010 гг. (либо явно завышенными для «громких слов» о планах достижения к определенному периоду впечатляющих результатов, либо заниженными), в-третьих, не всегда могут быть рассчитаны на основе открытых статистических данных, что требует для оценки результатов заявленных в карте мероприятий дополнительной периодической отчетности, которая на сегодняшний день отсутствует.
  • 3. Сложившийся в рамках федеральной программы финансовой поддержки МСП порядок распределения субсидий между региональными бюджетами не представляет собой действенный механизм, способствующий развитию малого и среднего предпринимательства в регионах, и имеет множество существенных недостатков. Основным показателем, определяющим размер субсидии, на который может претендовать регион, является число зарегистрированных на его территории субъектов малого и среднего предпринимательства. Остальные критерии, то есть динамика развития МСП и объем направляемых на поддержку малого бизнеса средств регионального бюджета, определяют не объем субсидии, а то, будет ли субсидия региону предоставлена. Такие критерии отбора не способствуют эффективному распределению средств между региональными бюджетами. При этом в рамках конкурсного отбора не оцениваются ожидаемые результаты проведения мероприятий, указанных в заявке на получение субсидии. Процедура конкурсного отбора практически не учитывает продемонстрированную в предыдущие годы эффективность расходования средств субъектами РФ, в результате чего регионы могут расходовать средства неэффективно и с нарушениями, и это не отразится на объемах предоставленных им субсидий в последующие годы.

Для устранения указанных недостатков предлагается осуществить переход к новому порядку определения объемов субсидий и критериям конкурсного отбора, учитывающим такие показатели, как эффективность расходования средств субъектами РФ, достижение субъектами заявленных целевых показателей, планируемый результат реализации мероприятий, указанных в заявке (ожидаемые значения целевых показателей).

4. Федеральная программа финансовой поддержки МСП нацелена на унификацию инструментов поддержки сектора МСП без учета реальных потребностей и возможностей субъектов РФ, однако целесообразность такой унификации в условиях наличия региональной специфики подвергается сомнению. Более того, существует большая вероятность того, что эффект от увеличения финансовых влияний в сектор МСП и снятия ресурсных ограничений, на которое нацелены основные мероприятия программы, в условиях низкого качества институциональной среды и избыточного административного давления, может быть минимальным. При этом меры поддержки настроены таким образом, что поддержка в большей мере оказывается собственно «поддерживающим» структурам (т.е. организациям, образующим инфраструктуру поддержки), а не самим адресатам программы - субъектам малого и среднего предпринимательства, что увеличивает риски нецелевого расходования средств и коррупционные риски.

В этой связи требуется подвергнуть существенной ревизии перечень мероприятий, на реализацию которых в рамках федеральной программы финансовой поддержки МСП бюджетам субъектов РФ выделяются субсидии из федерального бюджета.

  • 5. Замечания, предъявляемые к качеству проработки федеральной программы финансовой поддержки МСП, имеют отношение и к ведомственным программам поддержки МСП. Так, аналитическая часть большинства ведомственных программ содержательно не связана с программными мероприятиями, которые получились «оторванными» и от анализа проблем и от целей и задач программ. Не всегда указываются конечные результаты реализации программных мероприятий. Заявленные мероприятия не всегда связаны с достижением цели программы. Кроме того, в отдельных программах не представлена система оценки результатов выполнения заявленных мероприятий.
  • 6. Меры, реализуемые в рамках федеральной программы поддержки МСП и иных ведомственных программ поддержки МСП, не скоординированы друг с другом. Отдельные меры по координации, включенные в специально разработанные методические рекомендации по координации программ, носят инструментальный характер и не влияют на достижение целей поддержки малого и среднего предпринимательства. Как следствие, возникает дублирование мероприятий, искажение условий конкуренции.
  • 7. Одним из системных недостатков программ поддержки МСП, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, выступает неэффективная система мониторинга. Информация о результатах реализации программ является отрывистой и по большинству субъектов РФ не доступной. Необходимо усовершенствовать систему мониторинга за результатами реализации федеральных программ на основе уточнения форм отчетности и перечня показателей, своевременной актуализации информации о результатах, широкого освещения достигнутых результатов.

Отдельной составляющей системы мониторинга должна стать регулярная подготовка ежегодных докладов о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию.

  • 8. Решением проблем, обусловленных недостатками содержания и уровня проработки федеральной программы финансовой поддержки МСП и ведомственных программ поддержки МСП, может стать разработка и утверждение единого документа - Государственной программы развития малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу. Разработку такой программы целесообразно осуществлять с учетом следующих моментов:
    • – документ должен быть четко ориентирован на решение определенных проблем, уже из решения которых вытекают увеличение доли МСП в численности населения, в обороте и т.д.;
    • – в документе четко должны быть выдержана логическая последовательность «проблемы - цели - задачи - мероприятия»;
    • – система целевых индикаторов должна быть составлена с учетом статистики «точки отсчета» (исходного года) и отражать вклад конкретных действий в динамику выбранных показателей.

Единая государственная программа развития МСП могла бы снять дублирование мероприятий, содержащихся в ведомственных программах, а также решить проблему координации между реализуемыми мероприятиями.

При этом считаем целесообразным сконцентрировать основные мероприятия такой программы не на вливании финансовых ресурсов в сектор МСП и перераспределении финансирования, а на повышении качества регулирования сектора МСП и широком использовании механизмов оценки регулирующего воздействия.

9. Информационное освещение программ поддержки МСП, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, в настоящее время осуществляется непоследовательно и несистематично, вследствие чего основные потребители такой информации - субъекты МСП - сталкиваются с необходимостью поиска необходимой информации в различных источниках, сталкиваясь с излишними затратами времени на поиск такой информации и риском ее неактуальности и ошибочности. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства как основной источник информирования субъектов МСП не обеспечивает достаточного уровня информированности, что влечет за собой отсутствие заинтересованности субъектов МСП в его существовании.

Для исправления сложившейся ситуации представляется необходимым заложить в единой государственной программе раздел по информационной поддержке программы, исходя из целесообразности и необходимости информации для потребителей: предусмотреть принципы, инструменты и механизмы информационного обеспечения, необходимость работы со СМИ и т.д.

  • 10. В целом создание Федерального портала малого и среднего предпринимательства представляется верной идеей, однако ее полезность вследствие недостаточно эффективной работы Портала практически сведена на нет. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию и превратить Портал в действенный инструмент информационной поддержки МСП, представляется необходимым выполнить следующий комплекс работ:
    • - обеспечить оперативное обновление нормативных правовых актов, представленных на Портале;
    • - обеспечить качество данных о развитии сектора МСП, представленных на Портале (их достоверность, актуальность и непротиворечивость);
    • - создать на Портале раздел, в котором посетители могли бы оперативно обмениваться информацией, мнениями друг с другом.
  • 11. Наконец, самое главное, - необходимо обеспечить публичное обсуждение любых инициатив в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства с участием в таком обсуждении экспертного сообщества, бизнес-ассоциаций и непосредственно самих предпринимателей.

Совершенно очевидно, что устранение указанных недостатков и решение соответствующих задач невозможно в обстановке классического конфликта интересов, при котором широкая предпринимательская общественность и экспертное сообщество практически отстранены от всех этапов выработки, реализации и оценивания результатов государственной политики в отношении МСП.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>