Полная версия

Главная arrow Экономика arrow Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Анализ основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства

В соответствии с Постановлением № 178 субсидии из федерального бюджета выделяются субъектам РФ на реализацию следующих мероприятий:

  • 1) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  • 2) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • 3) развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
  • 5) реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
  • 6) ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Ежегодно Минэкономразвития России определяет порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, в рамках которого указанный в Постановлении № 178 перечень мероприятий, которые могут быть поддержаны из федерального бюджета, детализируется. Так, Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2011 г.

№ 277 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» был определен следующий перечень иных мероприятий, поддерживаемых в 2011 году:

  • 1) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;
  • 2) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих реализацию инновационной продукции;
  • 3) содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
  • 5) содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • 6) содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в проектах по локализации промышленного производства;
  • 7) создание промышленных (индустриальных) парков;
  • 8) создание технопарков;
  • 9) поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 10) содействие развитию микрофинансирования;
  • 11) создание и увеличение капитализации гарантийных фондов (фондов поручительств);
  • 12) создание фондов содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • 13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
  • 14) создание и обеспечение деятельности региональных представительств Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра;
  • 15) реализация муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований;
  • 16) поддержка бизнес-инкубаторов в части развития процессов бизнес-инкубирования
  • 17) реализация массовых программ обучения и повышения квалификации;
  • 18) формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства;
  • 19) содействие развитию молодежного предпринимательства.

Анализ указанных направлений позволяет сделать следующие выводы.

  • 1) Программа нацелена на унификацию инструментов поддержки сектора МСП без учета реальных потребностей (обусловленных в частности уже достигнутым уровнем развития сектора в регионе) и возможностей субъектов РФ. Как заявляется руководством профильного департамента, в каждом регионе должен действовать полный набор таких инструментов В рамках Национального конгресса обсудили перспективы развития МСБ. - Режим доступа: http://cci.ru/main/newsamshow.asp?id=19901 (28.02.2012).. Мероприятия по внедрению таких инструментов как раз и поддерживаются в рамках реализации федеральной программы финансовой поддержки МСП. Однако возникает вопрос, нужен ли полный набор данных инструментов во всех регионах, у каждого из которых есть своя специфика? Уже не один раз высказывалось мнение о неэффективности в регионах программы грантов для начинающих и дороговизны затрат на администрирование и контроль их целевого использования. Другой пример - реализация мероприятия «Обеспечение деятельности Российского Евро Инфо Корреспондентского центра и его региональных представительств». Однако, никто еще не измерял эффективность деятельности таких центров в различных регионах. Кроме того, как поясняют представители регионов, результат от включения в такие базы может быть только в европейской части России. Что касается восточной части страны, здесь целесообразно создавать центры, ориентированные на рынки азиатских стран.
  • 2) Программа в большей степени ориентирована на снятие ресурсных ограничений, в частности на решение проблем, связанных с доступом малых предприятий к финансовым, имущественным, кадровым и другим ресурсам. Однако, как показывают данные опросов самих предпринимателей и экспертов, основные потребности предприятий в настоящий момент связаны в большей степени с преодолением административных барьеров. До тех пор, пока не будет решена задача повышения качества институциональной среды и снятия избыточного административного давления, эффект от финансовых вливаний в сектор малого и среднего предпринимательства может быть минимальным. Этот тезис подтверждается результатами исследования «Малый бизнес и государственная поддержка сектора» Малый бизнес и государственная поддержка сектора. Информационно-аналитический доклад. - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2010., в рамках которого был сделан вывод об отсутствии значимой связи между объемами финансовой помощи сектору МСП и динамикой развития сектора.
  • 3) Меры поддержки настроены таким образом, что поддержка в большей мере оказывается собственно «поддерживающим» структурам (т.е. организациям, образующим инфраструктуру поддержки), а не самим адресатам программы - субъектам малого и среднего предпринимательства. Именно такие организации получают финансовые ресурсы на бесплатной и безвозвратной основе без сопутствующего требования по привлечению внебюджетных средств. Как следствие, возникают предпосылки для нецелевого использования получаемых средств, а также для оппортунистического поведения («рисования» бодрых отчетов и т.д. - или же, наоборот, для преувеличения проблем с целью получить дополнительные ресурсы из федерального бюджета).
  • 4) В перечне поддерживаемых мероприятий имеются значительные пересечения и дублирование с программами, реализуемыми другими ведомствами и государственными организациями. Так, технопарки в России одновременно создавались в рамках реализации Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Мероприятия по поддержке инновационных компаний, разрабатывающих инновационную продукцию, по сути, аналогичны программам, реализуемым Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Мероприятия по поддержке начинающих предпринимателей в форме грантов одновременно реализуются Минздравсоцразвития России и Минэкономразвития России.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>