Полная версия

Главная arrow Экономика arrow Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Введение

Настоящее исследование продолжает серию докладов Национального института системных исследований проблем предпринимательства по тематике развития малого и среднего бизнеса в России.

С начала 1990-х по начало 2000-х годов в России действовала система поддержки малого предпринимательства, основой которой выступали федеральные программы поддержки малого предпринимательства. В начале прошлого десятилетия реализация таких программ в силу их очевидной неэффективности и предбанкротного состояния ряда ключевых институтов была свернута. Неутешительные результаты и отрицательный экономический эффект от реализации программ в свое время были подробно проанализированы экспертами нашего института в книге «Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее» Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестопёрова. - М.: Новое издательство, 2004..

С 2005 года в России на федеральном уровне формируется новая система поддержки малого (а с 2008 года - еще и среднего) предпринимательства. Государство начинает принимать нормативно-правовые и программные документы, «фундаментирующие» новую систему.

Наиболее активно новая система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) стала разворачиваться с 2007-2008 годов - с момента принятия и вступления в действие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Последствием внедрения данного закона выступило принятие ряда правительственных и ведомственных документов как программного, так и непрограммного характера.

Так, Правительством РФ и Минэкономразвития России была инициирована работа по сокращению административных барьеров в сфере МСП, упорядочиванию имущественной поддержки МСП, упрощению доступа субъектов МСП к технологической инфраструктуре. Были приняты федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ряд других нормативных правовых актов.

Вместе с тем некоторые системные недостатки, свойственные политике поддержки МСП 1990-х годов, проявились и в 2000-х годах. Речь, прежде всего, идет о разработке и реализации государственных программ поддержки МСП. Формирование новой системы поддержки МСП с 2005 года осуществлялось фактически на безальтернативной и непубличной основе. Широкое общественное обсуждение приоритетов государственных программ поддержки МСП почти не проводилось. В наибольшей степени такое положение вещей было характерно для федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, основным оператором которой выступает Минэкономразвития России.

При этом недостаточная публичность государственных программ привела к фактическому отсутствию независимого взгляда со стороны. Ключевую роль в разработке программ играли собственные силы Минэкономразвития России - Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (далее также - профильный департамент или профильный департамент Минэкономразвития России), иные ведомства, наделенные полномочиями по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Последняя в настоящий момент выступает сразу в трех ипостасях: влияет на распределение финансовых государственных средств по программам и одновременно дает им оценку в «публичном поле» В настоящее время в рамках реализации программы финансовой поддержки МСП профильный департамент Минэкономразвития России в основном взаимодействует с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». Однако у представителей Опоры России в данном случае возникает объективный конфликт интересов. Принимая участие в конкурсных комиссиях, ее представители влияют на решение вопросов о распределении бюджетных средств. Одновременно в публичном пространстве Опора России выступает как основная предпринимательская структура, дающая оценку данной государственной программе. , выигрывает и реализует большинство конкурсов на проведение научно-исследовательских работ в сфере малого и среднего предпринимательства, объявляемых Минэкономразвития России (в том числе по оценке эффективности реализуемых государством мер и разработке предложений Например, в 2010 году были выиграны все 4 лота, выставленные на конкурс профильным Департаментом Минэкономразвития России по тематике малого и среднего предпринимательства на общую сумму около 1 млн. долларов. ).

В последнее время появились признаки того, что произошло еще большее сужение круга стейкхолдеров и экспертов, вовлеченных в обсуждение программных приоритетов, и усиление «аффилированности» профильного департамента Минэкономразвития России с данными субъектами. Об этом могут говорить отдельные действия профильного департамента. Так, 14 марта с.г. заседание правления Опоры Состоялось очередное заседание Опоры России. - Режим доступа: http://opora.ru/news/news_np/32213/ (18.03.2012). , на котором обсуждались, в том числе, и финансовые вопросы, прошло в помещениях Минэкономразвития России. На заседании присутствовал директор профильного департамента министерства Авторам данного доклада не известны случаи проведения в помещениях Минэкономразвития России заседаний руководящих органов РСПП, Деловой России, каких-либо других общественных предпринимательских организаций. До прихода на работу в Минэкономразвития России нынешний директор профильного департамента в период проведения первого (инвентаризационного) этапа административной реформы являлась представителем Опоры России в Экспертной группе при Рабочей группе по вопросам государственного регулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы.. Одновременно в этот же день на сайте Минэкономразвития России был опубликован новый документ, определяющий приоритеты федеральной программы финансовой поддержки МСП на 2012 год - проект приказа «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

Это обстоятельство (совпадение двух событий) могло быть расценено:

  • 1) как своеобразный сигнал в адрес региональных администраций, что при подготовке и подаче заявок на участие в федеральной программе финансовой поддержки МСП, а впоследствии и при реализации поддержанных мероприятий следует отдавать предпочтение конкретной общественной организации;
  • 2) как намек предпринимателям, кого «выделяет» профильный департамент Минэкономразвития России среди всех других общественных предпринимательских организаций и кто может оказаться наиболее влиятельным в вопросах распределения финансовых средств непосредственно в регионах (вопрос потенциальной членской базы).

Полностью согласиться с оценками и интерпретациями подобного рода нельзя, хотя очевидно, что такие оценки, а также недостаточная публичность и низкий уровень вовлечения экспертного сообщества усиливают сомнения в объективности государственных программ поддержки МСП. В этой связи желание представить независимый взгляд на основные результаты и особенности системы поддержки МСП, сложившейся на федеральной уровне, проанализировать и отчасти оценить результаты действия этой системы и стало основным мотивом подготовки настоящего доклада.

Учитывая идущую в России смену политических циклов, задача доклада в том, чтобы указать на отдельные значимые проблемы и ошибки, свойственные реализуемой в России политике по поддержке МСП, а также сформулировать ряд задач по ее кардинальному обновлению на федеральном уровне.

Основное внимание в докладе уделяется анализу программ поддержки МСП, реализуемых федеральными органами исполнительной власти. Именно на этих документах базируется действующая система поддержки МСП и именно их содержание и выступает квинтэссенцией российской государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства. В частности, авторами доклада рассматриваются федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, а также ведомственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденные Минэнерго России, Минздравсоцразвития России, Минпромторгом России, Минкультуры России, Минтрансом России, Минсельхозом России.

Доклад состоит из нескольких разделов.

В разделе 1 приводится анализ федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Дана общая характеристика программы, сопоставлены цели и реальные результаты программы, приводится анализ сложившегося механизма администрирования программы.

В разделе 2 рассматриваются ведомственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемые федеральными органами исполнительной власти, сопоставляются цели и результаты реализации ведомственных программ.

Раздел 3 доклада содержит описание действующих механизмов координации программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти.

Раздел 4 доклада посвящен анализу системы мониторинга программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне.

С публикацией первой версии настоящего доклада работа над ним не завершается. Авторский коллектив выражает готовность доработать доклад и представить более совершенный его вариант, в связи с чем мы обращаемся к читателям с просьбой направлять нам все свои предложения, пожелания, дополнения и уточнения по почтовому адресу: 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 6/9/20, стр.1 либо по электронному адресу: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>