Полная версия

Главная arrow Психология arrow Адаптация студентов-первокурсников к условиям ВУЗа

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


Адаптация студентов-первокурсников к условиям ВУЗа


Актуальность исследования проблемы обусловлена рядом причин теоретического и практического плана. Во-первых, при характеристике образовательно-воспитательного процесса в современной высшей школе нередко используются термины, отражающие различные аффективные состояния (тревожность, страх, неуверенность в себе), которые носят длительный, устойчивый характер. Поступив в вуз, вчерашний школьник попадает в новую среду, которая при отсутствии или слабости адаптационных механизмов может усугубить вышеперечисленные проявления.

Во-вторых, созданная в общеобразовательных школах психологическая служба играет особую роль в обеспечении гуманизации педагогического процесса. В высшей школе эта система пока не получила широкого распространения, и, следовательно, на педагогов вуза ложится работа по адаптации первокурсников, управлению организацией учебной деятельностью студентов, по формированию у них позитивного отношения к будущей специальности и т. п.

В-третьих, образовательный процесс в вузе преимущественно опирается на интеллектуальный контакт преподавателей со студентами, что в определенной мере делает "живучей" субъект-объектную парадигму с директивным, манипулятивным стилем общения.

Актуальность теоретического изучения адаптации первокурсников определяется малочисленностью специальных исследований, посвященных этой проблеме. Данная проблема недостаточно рассмотрена в литературе; период адаптации первокурсника к вузовским условиям еще не был объектом специального исследования.

Проблема адаптации как один из важнейших факторов развития личности студента в той или иной мере исследовалась и исследуется как отечественными (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, С.Г. Вершловский, Т.Е. Конникова, В.Г. Лисовский, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.), так и зарубежными (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, Р. Мэй, К. Роджерс и др.) учеными.

В современной научной литературе выделяются работы, подчеркивающие влияние адаптации на усиление мотивации в учебной деятельности, на развитие интеллектуального, нравственного и культурного потенциала личности будущего специалиста (Д.С. Лихачев, Н.А. Коваль, С.Б. Каверин, В.Н. Косырев, В.И. Селиванова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский).

В научных исследованиях, затрагивающих проблему адаптации студентов, особая роль принадлежит складывающимся отношениям между преподавателем и студентом [1].

Среди различных подходов интерес представляет изучение таких проблем, как рефлексия педагога (В.Г. Аникина, М.Е. Берулава, О.И. Лаптева, И.Н. Семенов), педагогическое мастерство (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач), творческие аспекты взаимодействия "преподаватель - студент" (В.Я. Ляудис) и др.

Объектом исследования является процесс адаптации первокурсников к условиям вузовской среды, предметом исследования - оптимальная организация процесса адаптации студентов к условиям вуза.

Цель исследования - изучить особенности успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

  • 1) проанализировать теоретико-методологические предпосылки изучения указанной проблемы;
  • 2) рассмотреть отношения "преподаватель - студент" как важнейшее условие успешной адаптации первокурсников к условиям вузовской среды.

Теоретико-методологической основой данного исследования явились теоретические положения деятельностного подхода к изучению личности и коллектива (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), рефлексивно-психологического подхода (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), теории активного отражения личностью окружающего мира (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев и др.), "Я" - концепция личности (Р. Берне, И.С. Кон и др.).

Методами исследования стали: теоретико-методологический анализ данных литературы; эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ вузовской документации); психологическое тестирование; статистические методы.

В рамках психолого-педагогической науки рассматриваются разные подходы к определению адаптации. Теоретико-методологическое изучение данных литературы показало, что понятие "адаптация" используется в узком и широком смыслах. В первом случае ее чаще рассматривают как приспособление к среде, то есть как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность. Во втором случае адаптация вслед за Ж. Пиаже рассматривается в единстве взаимообусловленных противоположно направленных процессов (аккомодация и ассимиляция) уравновешивания субъекта со средой [2-4].

Адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. Иными словами, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются оптимальные условия не только для реализации личностью ее потребностей, целей, ценностей, но и для изменения самой адаптирующей среды. Из указанного понимания следует, что приспособление среды к интересам человека создает условия для более глубокой адаптации личности и ее самореализации, а адаптированная личность способствует обогащению среды [5].

Процесс адаптации развивается под воздействием определенных условий и субъектов. Поэтому основная проблема, решаемая адаптацией, - это сближение целей, установок, ценностных ориентаций индивида с новой средой и нахождение им своего места и роли в изменяющейся социальной среде. студент адаптация личность социальный

Адаптация студентов к условиям вуза представляет собой проявление процесса, направленного на поддержание гомеостаза между личностью (студент-первокурсник) и средой (образовательная среда высшей школы). Однако, по мнению многих исследователей, адаптация - это еще и состояние, которое рассматривается как характеристика отношений индивида с внешней средой, выступающих выражением успешности адаптации как процесса [6].

Вузовская среда может быть фактором успешной адаптации первокурсников лишь при условии взаимоуважения, доверия, объективности, веры в развивающие возможности студентов. Общепринятым является допущение, что адаптационный процесс не ограничивается первым курсом. Но в течение именно этого периода происходит наиболее интенсивно формирование адаптированности как личностного качества, направленного на выработку новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм отношений и общения.

Адаптация первокурсников становится важнейшей формой развития личности студента как будущего специалиста. Этот процесс ограничен по времени, интенсивен по темпу, когда в относительно узкий промежуток времени возникает необходимость активно устранить или, напротив, усвоить новое социальное содержание. Адаптированный студент, с нашей точки зрения, приспособлен к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и другого потенциала в новой для него среде.

Исследование проведено на базе Новосибирского государственного аграрного университета (НГАУ) в 2009 г. среди студентов-первокурсников (второй семестр обучения). Всего в исследовании участвовало 59 студентов, из них 30 студентов Биолого-технологического института (группа I) и 29 студентов, обучающихся в Институте ветеринарной медицины (группа II). Выборочная совокупность строилась по типу случайной выборки. При формировании выборки учитывали: курс (1-й), факультет, возраст, пол респондента и постоянное место жительства. Статистическая обработка эмпирического материала проводилась с использованием программы Excel 2003.

По результатам опроса, самооценка студентов о характере и продолжительности адаптации к процессу обучения в НГАУ в целом выглядит достаточно оптимистично. Представление об определенной легкости и относительной быстроте адаптации преобладает: 53,4 % респондентов уже не помнят о трудностях привыкания к современным условиям вуза, 7,8 % считают, что им никакая адаптация не требовалась, они сразу почувствовали себя студентами, у 30,6 % процесс адаптации был трудным и долгим, а 8,2 % говорят о тяжелой, длительной адаптации, которая еще не завершилась. Респонденты были представлены студентами из городской и сельской местности (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика групп респондентов по полу и постоянному месту жительства

Группа

n

Постоянное место жительства, %

Пол, %

сельская местность

город

женский

мужской

I

30

70

30

66

33

п

29

28

72

86

14

Всего

59

49

51

76

24

Соотношение студентов по постоянному месту жительства приблизительно одинаково: 49 % студентов прибыли из села и 51 % постоянно проживают в городе. В Биолого-технологическом институте сельских ребят обучается в 2,5 раза больше, чем в Институте ветеринарной медицины, где преобладают городские жители.

В обеих группах респондентов преобладают девушки, причем их число во II группе в 1,3 раза больше, чем в I (P<0,05).

Согласно программе нашего исследования значительное внимание уделялось оценке уровня удовлетворенности студентов: учебным процессом (набор и содержание учебных дисциплин; организация учебного процесса, качество преподавания); социально-психологическими отношениями (в группе, с преподавателями); бытовыми условиями (в вузе, общежитии, условия питания), условиями для полноценного досуга, организации массовых мероприятий, занятий спортом, художественным творчеством и др. Результаты исследования представлены в табл. 2.

В рамках социально-психологического блока удовлетворенность самая высокая, наивысшую оценку получили отношения между студентами, что свидетельствует о хороших взаимоотношениях ребят в группах. Первокурсники отмечают открытость преподавателей, их готовность к общению в любое время. Такое отношение со стороны преподавателей помогает студентам справиться с волнением и выяснить любой интересующий их вопрос, в том числе и организационный. Большинство обучающихся удовлетворены качеством преподавания и организацией учебного процесса в вузе.

Смена обстановки, а тем более места жительства, отрыв от семьи играют большую роль в процессе адаптации любого студента-первокурсника. Половина опрошенных респондентов - выходцы из села, для них, несомненно, важна, благоустроенность нового места жительства, то есть общежития, а также то, в окружении каких людей они будут находиться, на чью поддержку могут рассчитывать.

Коснувшись вопроса удовлетворенности бытовыми условиями в университете и его общежитиях, анкетируемые немедленно обнаружили готовность обсудить этот вопрос и рассказать об особо волнующих их моментах. Как выяснилось, пугает не сама проблема, а очень сложный имеющийся механизм ее решения, который, по мнению студентов, не имеет четкой пошаговой инструкции и не всегда может оказаться эффективным. Вероятно, поэтому так низко оценивают респонденты бытовые условия в общежитиях и вузе (самые низкие значения оценки). У студентов первокурсников выявлен недостаток возможностей в проведении полноценного досуга, что неизбежно влияет на психологическое состояние молодых людей, их успеваемость и социальную адаптацию в целом. С одной стороны, корень проблемы может лежать в слабой самоорганизации и низкой активности студентов, что препятствует проявлению целенаправленных действий с их стороны по преобразованию этой среды с целью удовлетворения в полной мере своих желаний и потребностей. С другой стороны, администрации университета, по-видимому, следует расширить деятельность по информированию, привлечению и поощрению молодых людей.

Таблица 2. Удовлетворенность студентов-первокурсников процессом обучения в НГАУ, %

Удовлетворены ли Вы?

Полностью

Не совсем

Полностью не

удовлетворены

удовлетворены

удовлетворены

Организацией учебного процесса

39 3

52,4

8,3

Качеством преподавания

442

480

7,8

Отношениями с преподавателями

405

541

5,4

Отношениями в группе

621

343

3,6

Бытовыми условиями в вузе

361

450

189

Техническим оснащением вуза

325

55,4

121

Организацией массовых мероприятий в вузе

406

552

42

Бытовыми условиями в общежитии

182

421

39,7

Условиями для полноценного досуга

42,7

32,8

245

Сегодня в условиях растущего социального расслоения студенческой молодежи проблемы ее социальной защиты в адаптации постоянно находятся в центре внимания администрации и профсоюзных организаций университета.

На наш взгляд, неудовлетворенность студентов некоторыми сторонами вузовской жизни обусловлена как недостаточно выстроенной работой специалистов университета, так и низким уровнем ответственности обучающихся за свое образование и воспитание.

Как видим, первые годы обучения студентов в вузе являются серьезным этапом в формировании личности будущих специалистов. Сложность заключается в том, что у студентов происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности, формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • 1. В современной психолого-педагогической науке пока недостаточно теоретических и практических исследований по проблеме адаптации первокурсников.
  • 2. Успешность адаптационного процесса студента-первокурсника во многом определяется складывающимися у него отношениями с преподавателями и одногруппниками. Эти отношения развивают у студента способность к управлению собственной деятельностью, способствуют его самореализации, личностному и профессиональному росту.
  • 3. К основным принципам, успешно формирующим отношения студента с преподавателями и одногруппниками, относятся: диалог, активное восприятие, самораскрытие, формирование ценностно-смысловых ориентаций, развитие ответственности, совместная рефлексия.
  • 4. Эффективность адаптации возрастет при условии специального обучения педагогов и их подготовки к этому процессу через специально разработанную систему социально-психологических тренинговых упражнений.

Результаты исследования позволяют предложить следующие практические рекомендации:

  • - для совершенствования профессиональной подготовки преподавателей высшей школы целесообразно включить в программы курсов повышения квалификации занятия по адаптации первокурсников;
  • - активно привлекать первокурсников к участию в конференциях, семинарах, мастер-классах, тренингах и других мероприятиях, способствующих их успешной адаптации и личностному развитию в новой образовательной среде;
  • - разработать и внедрить в педагогическую практику совместные занятия преподавателей и студентов по овладению комплексом психолого-педагогических процедур для успешной адаптации первокурсников.

В заключение отметим, что изучение адаптации студенческой молодежи в новой социокультурной среде является перспективным направлением образовательного дискурса. Необходимо продолжать работу по исследованию процессов адаптациогенеза, в частности, выявлению скорости протекания отдельных видов адаптации (трудовой, социально-психологической и др.) в зависимости от типа личности, взаимовлиянию различных видов адаптации; определению адаптивной асимметрии; формированию различных моделей адаптации; управлению адаптивным процессом.

Постоянное совершенствование и обновление образовательной деятельности вуза совместно с работой, направленной на систематическое повышение уровня адаптации обучающихся, с учетом требований времени позволит сформировать компетентного и конкурентноспособного специалиста.

Список литературы

  • 1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. - СПб. : СПбГУ. - 2007. - Т. 2. - 549 с.
  • 2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
  • 3. Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 178 с.
  • 4. Педагогика и психология высшей школы: сб. науч.-метод. работ, посв. 75-летию НГАУ. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. - 140 с.
  • 5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Наука, 1998. - 254 с.
  • 6. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие.- СПб. : СПбГУП, 2000. - 245 с.