Полная версия

Главная arrow Психология arrow Адаптация детей раннего возраста и пути их решения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Пути решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Организация условий для адаптации детей раннего возраста

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Педагог должен владеть арсеналом приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

  • - игры с песком и водой;
  • - рисование фломастерами, красками;
  • - слушание спокойной, негромкой музыки;
  • - игры на сближение детей;
  • - игры на снятие психоэмоционального напряжения детей. [4, с. 21]

Практически каждый малыш испытывает дискомфорт от размеров группы - она слишком большая. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу.

Хорошо, если в группе будет небольшой «уголок уединения», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Желательно рядом с «уголком уединения» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. [4, с. 22]

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Задача воспитателя - успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. [5, с. 68-70]

3. Формирование у ребенка чувства уверенности

Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и так далее. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

знакомство, сближение детей между собой;

знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и другое);

знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Если ребенок с первых дней почувствует доброжелательность и тепло, то у него исчезнут волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Второе необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Третье условие - формирование у ребенка чувства уверенности, которое поможет ребенку как можно быстрее и освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее.

Задача педагогов дошкольного учреждения - смягчить сильное стрессовое переживание, которое сопровождает ребенка в период адаптации.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>