Полная версия

Главная arrow Психология arrow Адаптация детей раннего возраста и пути их решения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Проблемы адаптационного периода

адаптация дошкольный ребенок образовательный

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сказывается на его психическом и физическом состоянии. В жизни ребенка происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям - капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной семейной среды в среду детского сада. [3, с. 140]

Ребенок должен приспособиться к новым условиям - адаптироваться.

Особенности поведения его в этот период во многом связаны с особенностями темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, с холерическим - наоборот, будут излишне возбуждаться. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне и аппетите ребенка. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. [3, с. 141].

Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру.

Интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас. Общее подавленное состояние приводит к частым болезням.

Адаптация т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). [1, с. 3-4]

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

I. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

П. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического (длится два - пять месяцев). [1, с. 4]

III. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учереждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений; - адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился; - тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки: 1-й вариант

Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.

Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала.

Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней. (Белкина)

Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант

Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении.

Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала.

Замедляются рост, прибавка в весе. [1, с. 5]

Поступление ребенка в дошкольное учреждение, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и физическом состоянии и часто происходит с большими трудностями. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру и, к тому же, ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования вирусной флорой, что приводит к частым болезням.

Различаются три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая.

Основными показателями их являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>