Полная версия

Главная arrow Психология arrow Адаптация детей раннего возраста и пути их решения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Введение

Каждому работнику дошкольного учреждения известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям.

Некоторые семьи вынуждены отдавать ребенка в детский сад, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются мнения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников и приобретать социальный опыт. Третьи - высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому не хотят ограничивать воспитание своего ребенка рамками семьи. Но в любом случае поступление ребенка в дошкольное учреждение вызывает у родителей переживания, волнения и опасение за здоровье ребенка, взаимоотношения с педагогами и сверстниками.

Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., - это своеобразный экзамен его психике и здоровью.

Поэтому актуальность проблемы адаптации ребенка к детскому саду на современном этапе очень высока.

Что же такое адаптация? Адаптация или приспособление - это процесс активного взаимодействия организма с внешней средой. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Кроме биологической адаптации нужно уметь приспосабливаться и к социальным условиям. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Для ребёнка детский сад - это новая социальная среда, в которой нужны будут соответствующие формы поведения.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к дошкольному учреждению, к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. Интерес к адаптации, а вместе с ним понимание ее социального значения, возник в конце 40-х - начале 50-х годов. Впервые на ее важность в нашей стране указала Н.М. Аксарина. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Галигузова Н.Л.и других.

Многочисленные исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. [8, с. 100]

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

В пособии Л.В. Белкиной рассматриваются фазы адаптационного процесса, содержатся практические материалы по организации адаптационного периода в ДОУ ребенка раннего дошкольного возраста, особое место уделяется работе с родителями.

Все авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Главной целью контрольной работы является изучение проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению и определение путей их решения. Конкретные задачи работы заключаются в следующем:

  • 1. Выявить проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
  • 2. Изучить факторы, определяющие характер адаптации.
  • 3. Изучить индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации.
  • 4. Изучить организацию условий для адаптации детей раннего возраста.
  • 5. Рассмотреть новые подходы к адаптации детей.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>