Полная версия

Главная arrow Психология arrow Агрессивное поведение подростков

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

История психологических исследований агрессии

Существуют три отличные друг от друга группы теорий агрессии, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались. Это теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теории социального научения (см. рис. 1).

Различные теории агрессии

Рисунок 1. Различные теории агрессии

В теориях влечения агрессия рассматривается как устойчивая диспозиция индивида. В психоаналитической теории австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда, агрессия трактовалась как составная часть так называемого "Я - влечения", однако позднее, под влиянием первой мировой войны, Фрейд ввел самостоятельное агрессивное влечение в виде "влечения к смерти". Он указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс [34].

Аналогичного понимания агрессии придерживается австрийский ученый, основоположник этологии Конрад Лоренц. Он утверждал, что человеческая агрессия имеет свои эволюционные и физиологические корни. По его мнению, в организме человека, как и животного, постоянно накапливается энергия агрессивного влечения до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится [19].

Фрустрационная теория американского психолога Джона Долларда положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, "агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта".

Рассматриваемая теория предполагает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Однако, оба эти постулата не подтвердились полностью: нe всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, с фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии); и не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии (этого не происходит, если подвергшийся фрустрации человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную) [30].

Наиболее влиятельными представителями теории социального научения являются Л. Берковитц и А. Бандура. Первоначально американский психолог Леонард Берковитц придерживался идей фрустрационной теории агрессии. Но отказавшись от того, что фрустрация всегда ведет к агрессии, он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая - к направленности поведения, а именно гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки) [21]. Он дает следующее определение: "Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи между его побудителем и пусковым признаком" [8].

Теоретическая позиция канадского психолога Альберта Бандуры, будучи многокомпонентной, ориентированной на теорию привлекательности концепцией поведения в духе притяжения, представляет собой синтез традиций теории научения и когнитивных теорий мотивации. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий относится не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для личности стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достижение, отступление, конструктивное решение проблемы и т. д [36].

Важно отметить, что теории влечения в современной психологии считаются устаревшими, а в последнее время это отношение распространилось отчасти и на фрустрационную теорию агрессии. Последняя явилась переходной ступенью от психоаналитической теории влечения к теориям социального научения; она положила начало новейшим исследованиям агрессии и сильно стимулировала их [33].

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>